Анализ конкурентоспособности товара (на примере ЗАО «УК Мценский алюминий»)
Для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности человек нуждается в определенных продуктах, предметах и условиях. Они определяют его личные и производственные потребности. Предметы потребностей человека создаются самим человеком или другими специально подготовленными для этого людьми. В последнем случае одни являются производителями, другие – потребителями произведенного.
Производителем и потребителем может быть как отдельный гражданин, так и организация (предприятие, фирма, общество) в которую он входит.
Продукт труда, предназначенный для удовлетворения личных и производственных потребностей и поступающий в потребление через куплю – продажу, т. е. через рынок, называется товаром. Иначе говоря, товар – это материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления.
Особым продуктом труда, не являющегося материальным изделием, но также предназначенного для удовлетворения конкретных потребностей, является целенаправленная деятельность. Предложенная рынку, она становится особой формой товара и называется услугой. Услуги могут быть образовательными, транспортными, связи, управленческими и т. д.
Как и материальный товар услуги имеют стоимость. Если на рынок поступают одноименные товары или услуги от нескольких производителей, то между ними возникает соперничество или соревнование за источники сырья, трудовые ресурсы и сбыт готовой продукции. Это соперничество называется конкуренцией, ее участники – конкурентами, а сам процесс соперничества – конкурентной борьбой.
Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность. Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.
Конкурентоспособность товара (или услуги) – это его способность быть выгодно проданным в условиях конкретного рынка. Она является важнейшей характеристикой товара (услуги) и обуславливается следующими факторами:
· качеством;
· ценой;
· затратами в сфере потребления;
· качеством продукции;
· качеством сервиса и т. д.
Эти факторы формируют у потребителя покупательские предпочтения для однотипных товаров (услуг) разных производителей. Эти предпочтения влияют на подход конкурентной борьбы: если конкуренция свободная и честная, то она заставляет производителей под угрозой разорения напрягать все усилия в поисках все новых способов совершенствования производства, сервиса, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и цен, создания прочной предпринимательской репутации у потребителей. Свободная и честная конкуренция в экономике представляет собой такой экономико-правовой порядок, который обеспечивает максимум свободы личности и предпринимательства, права частной собственности и независимости от государства и государственных органов (в лице их чиновников), равноправие с другими производителями товаров и услуг.
Такой порядок существует в цивилизованных странах с установившейся рыночной экономикой, он создает благоприятные условия для потребителей влиять своими предпочтениями путем свободного выбора товаров на сочетание их цен и качества, а для товаропроизводителей – служит потребительной силой к постоянному совершенствованию в своем деле.
Некачественная, недобросовестная конкуренция, в которой победитель добивается своего успеха нарушением принятых на рынке норм и правил, опорочиванием своих конкурентов, совершением других аморальных и криминальных действий, побудительной силой для совершенствования производства не является, а потребитель остается в проигрыше. Вот некоторые тому примеры из истории и современной жизни.
· Выдающийся американский автопромышленник Генри Форд под воздействием конкуренции в период с 1909 г. по 1921 г. снизил цену на свой автомобиль с 950 долларов до 355 долларов.
· К началу 1987 г. значительно снизились цены на цветные телевизоры по сравнению с 1970 г.: в ФРГ – на 75,1%, в США – на 69,3%, в Японии – на 45,1%,при этом качество указанных товаров значительно возросло («АиФ» № 43 за 1990 г.).
· В целях повышения своей конкурентоспособности (конкурентоспособности своих транспортных услуг) британская авиакомпания «Бритиш эйруэйз» снижает цены на авиарейсы на 33%, за нею ее конкурент американская фирма «Транс уорлд эйрлайнз» производит аналогичное снижение на 50%. Выигрывает потребитель.
· Наоборот. Известно, что экономика государства состоит из трех основных секторов: малого, среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес наиболее мобилен, он быстро реагирует на изменение условий. Именно поэтому в развитых странах малому и среднему бизнесу уделяется особое внимание, в нем занята большая часть трудоспособного населения и создается более половины ВВП. В США этот бизнес создает 60% ВВП, а в России – только 10%. Причина такого низкого процента – несправедливое налогообложение и грабительские условия предоставления кредита, препятствующие развитию этого бизнеса. Или еще, («АиФ» № 11, 2005 г.) по закону РФ науке следует выделять не менее 4% от расходной части бюджета, а на самом деле объем финансирования науки в последние годы составлял 1,7%. Это обеспечило позорно низкий уровень доли РФ в мировом экспорте высокотехнологичных товаров. В 2000 г. он составил всего 0,3%, тогда как в США – 19,4%, в Корее – 5,6%, в Китае – 4,2%, в Латинской Америке – 2,8%. «АиФ» № 9, 2005 г. приводит такие сведения: «…крупные состояния за счет интеллектуального труда созданы в США – 80%, в Англии – 63%, в России всего – 4%».
Интересно и печально сравнение конкурентных возможностей фермеров ЕС и России: первые получают дотацию от государства 800 долларов на каждый гектар пашни, а последние – только 12 долларов, причем их обманным образом лишают последних земельных паев. («АиФ» № 8, 2005г.).
Целью данной квалификационной работы в соответствии с темой и заданием является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. На основании изложенного теоретического материала рассматривается производственно-хозяйственная деятельность ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий». Текстовая часть пояснительной записки квалификационной работы подтверждается диаграммами, таблицами и рисунками по ходу изложения текста и в приложении.
- Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
- Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров
- Системы управления конкурентоспособностью
- Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг
- Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг
- Подходы к построению конкурентной стратегии
- Краткая история предприятия
- Общая характеристика ЗАО «УК «Мценский алюминий»
- Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ЗАО «УК «Мценский алюминий»
- Конкурентные преимущества товара ЗАО «УК «Мценский алюминий».