Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров

Конкурентоспособность товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг, которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами. Эта характеристика является интегральной и обусловливается следующими основными факторами:

· качество товара (услуги);

· цена;

· затраты в сфере потребления (эксплуатационные затраты);

· качество сервиса.

Указанные факторы влияют на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар (услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем.

Производитель товара (услуги) заинтересован в знании той степени влияния каждого из указанных основных факторов, которое они оказывают на важнейшую характеристику товара – конкурентоспособность. Ученые – экономисты путем проведенных исследований дали ответ на эту заинтересованность. Они установили, что степень их влияния в указанной последовательности подчинена следующему отношению 4 : 3 : 2 : 1 [45, стр. 434]. Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС – 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%). При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие – «полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров.

Качество товара (услуги) обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность потребителя, в то время как полезный эффект – это фактическая способность товара удовлетворить эту потребность.

Приведем пример. На рынок предоставлены две партии автомобилей ценой 50 тыс. рублей и 500 тыс. рублей. Пользуясь экономической целесообразностью, покупатели могут признать для себя более качественным автомобиль за 50 тыс. рублей, а не за 500 тыс. рублей, если с их точки зрения сумма дополнительных свойств дорогого автомобиля не стоит дополнительных 450 тыс. рублей.

На практике полезный эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара, а значит, снижается его КС. Формируя конкурентоспособную стратегию, производитель должен:

· позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности потребителей, тенденции развития этих показателей;

· изучить поведение и возможности своих конкурентов, состояние и тенденции развития рынка соответствующих товаров.

Итак, КС товара – это оптимальное соотношение его качества, стоимости и потребительских свойств. Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя. Что же такое качество товара, которое является основной составляющей его конкурентоспособности? Энциклопедия начинающего предпринимателя предлагает такое определение: «Качество – это соотношение стоимости товара и совокупности его потребительских свойств, устанавливаемое на рынке в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей». Р.А. Фатхутдинов практикует это понятие несколько иначе: «Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [45, стр. 434].

Эти свойства и характеристики формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации на стадии научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (НИОКР), материализуются на стадии производства, реализуются (используются) на стадии эксплуатации. В этой цепочке этапов наиболее ответственным является первый – стратегический маркетинг. На этой стадии разрабатываются стандарты, технические условия или эталоны на продукцию. При этом учитываются такие показатели качества как: надежность, безопасность использования, экологичность, эстетичность, простота управления и ремонта и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.