Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров
Благодаря высокому качеству товаров и соответствующей ему цене японские, американские фирмы, фирмы западноевропейских и некоторых других стран добились исключительной конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке. Это общеизвестно. Добились они этого созданием эффективных систем управления качеством, направленных на совершенствование процессов труда, постоянное внедрение вычислительной и микропроцессорной техники, новейших материалов, автоматизированных систем проектирования и управления производством. Значительное внимание уделяется обучению кадров, воспитанию корпоративного патриотизма и соревнованию за качество. Государство и фирмы уделяют серьезное внимание процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, усилению социальной направленности своей экономики.
Указанные страны и их фирмы используют лучший опыт «плановой» экономики, чего не скажешь о нашей стране. Печальный пример неконкурентоспособности наших высокотехнологичных товаров приведен во введении к этой квалификационной работе. Дадим еще один.
Конкурентоспособными из наших товаров на мировом рынке являются лишь сырье: нефть, газ, лес и морепродукты. Даже бензин, получаемый на наших нефтеперерабатывающих заводах, мы используем только на внутреннем рынке, т.к. по своему качеству он не удовлетворяет запросам зарубежных потребителей. О товарах сельскохозяйственного производства и говорить обидно.
Что же мешает руководителям нашей экономики и государства? Некоторые утверждают, что низкое качество российских товаров – это традиция. Но это не так, мы были лидерами на мировом рынке по многим показателям, а теперь нас обогнали многие страны (Китай, Корея, Тайвань и др.). В нашей стране имеются инженерно – конструкторские силы, способные обеспечить предприятиям выпуск продукции, отвечающей всем требованиям мирового рынка, но государство в них не нуждается.
Другие говорят, что существующее на предприятиях оборудование морально и физически устарело. На нем невозможно создавать конкурентоспособный товар. Это так. А новое оборудование приобрести не на что, нет средств. А это неправда. В стране создан огромный золотовалютный запас и такой же стабилизационный фонд за счет «нефтедолларов». Последний имеет более 750 млрд. рублей. Все деньги содержатся в заграничных банках «на черный день» (для кого?) и в экономику не вкладываются. Препятствует формированию конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке выстроенная в результате «реформ» социально – экономическая политика государства. Оно освободило себя от ответственности по урегулированию экономических процессов, почти всю народную собственность, включая землю, передало в частные руки и эта собственность варварски эксплуатируется, а то и разворовывается. Все трудовое население оно бросило на произвол чиновников. Оставило за собой лишь право принимать удобные для себя законы, недоплачивать людям за их труд и проводить жестокую фискальную политику. Советская власть тоже недоплачивала людям за их труд, но она недоплату компенсировала дешевым жильем, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и различными льготами. Теперь льготы «монетизировали» (практически отменили) и за все заставили платить в полном объеме, причем цены и тарифы постоянно растут. Льготы и высокие зарплаты оставлены лишь госчиновникам и депутатам. В еженедельнике «Аргументы и факты» № 47 за 2004 г. сообщается: Наша «великая» страна «занимает 105-е место из 111 возможных по качеству жизни; за нами лишь Нигерия, Ботсвана, Гаити, Зимбабве, Туркмения и Узбекистан». А ведь качество – главный фактор конкурентоспособности. В таких условиях задача повышения нашей конкурентоспособности нереальна. Реальная задача – выжить бы!
Рассмотрим следующий значительно влияющий на конкурентоспособность фактор – цена товаров и услуг.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она устанавливается путем торга между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения. Торг начинается с того, что продавец запрашивает цену выше той, какую надеется получить, а покупатель предлагает цену ниже той, которую рассчитывает заплатить, в процессе торга определяется взаимовыгодная цена. В дальнейшем она является ориентиром в других сделках.