Подходы к построению конкурентной стратегии
После оценки конкурентоспособности фирмы предполагается перейти к построению конкурентной стратегии. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя.
Проблемами построения эффективной конкурентной стратегии занимается стратегический менеджмент – особая область управленческой деятельности, ориентированная на анализ и изменение внешней среды.
Немногим организациям и предприятиям удается улавливать направления внешних изменений и выживать благодаря или вопреки действию внешних обстоятельств. Поэтому в этих условиях возникает необходимость стратегической ориентации менеджмента.
Сущность стратегического менеджмента – экономически эффективное удержание прибыльной рыночной позиции организации на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды. Формирование стратегии, прежде всего, опирается на тщательный и экономически корректный анализ внешней среды. Не зная тенденций развития организационного окружения, невозможно представить себе возможности и опасности, которые оно таит в себе.
Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование. Успех сопутствует тем организациям, чьи стратегии нацелены на изменение внешнего окружения, а не простого приспособления к нему.
В абстрактном виде организация имеет несколько вариантов стратегического развития (назовем три из них):
2.3.1. Стратегии роста:
1) Оставить все без изменений («ничего не делать») – попытаться зафиксировать все как есть, стабилизировать ситуацию.
2) Внутренний рост – расширение деятельности за счет внутренних ресурсов. Такая стратегия имеет следующие варианты:
а) более глубокое внедрение на рынок (концентрация);
б) развитие рынка – представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара;
в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке;
г) обновление включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование;
3) Внешний рост. Этот вариант стратегии развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образовании совместных предприятий.
а) горизонтальная интеграция – предприятие приобретает или сливается с основным конкурентом;
б) вертикальная интеграция – приобретение компании являющейся поставщиком (обратное направление интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы;
в) концентрическая диверсификация – включает внедрение в область товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг, эта стратегия обеспечивает возможность синергетики, то есть общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности;
г) конгломератная диверсификация – вход компании в сферу товаров или услуг, которые на прямую не связаны с существующими технологиями и рынками.
4) Изъятие вложений или упадок. Эти стратегии подразумевают консолидацию и перемещение капитала и включают следующие меры:
а) экономия – действия по снижению затрат, созданию дополнительных источников доходов, сокращению активов;
б) сдвиг – принятие новой стратегической позиции для отдельного вида товаров, освобожденные ресурсы перенаправляются в другую область;
в) изъятие вложений – продажа части предприятия, которая может дать необходимые ресурсы;
г) ликвидация – является крайним средством, когда другие меры не работают, предполагает продажу предприятия целиком либо по частям – одному либо различным покупателям.