Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей. Об этом, как и о конкурентоспособности, кратко описано во введении.
Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей.
Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению.
Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы.
Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара.
Основоположником этого подхода и разработанной на нем теории является знаменитый английский экономист Адам Смит (1723 – 90 гг.). Свое понимание рынка, конкуренции и экономики в целом он изложил в капитальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Этот труд поставил А. Смита на высоту первоклассных мировых ученых и создал ему имя основателя классической школы политической экономики. Названный здесь механизм он определил как «невидимая рука» и предостерегал государство от вмешательства в рыночные отношения. Он, в частности, утверждал, что функционирование рыночного механизма обеспечивается конкуренцией («невидимой рукой»). Он считал, что справедливое вознаграждение за труд обеспечивает возрастание народного благосостояния, поощряет народ к размножению, усиливает трудолюбие, вырабатывает потребность самосовершенствования. Недоплата за труд может компенсироваться различными способами:
· моральным удовлетворением от выполняемой работы;
· доступностью и бесплатностью обучения и медицинского обслуживания;