Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
· сокращением рабочего дня и улучшением условий труда;
· вероятностью достижения успехов на выбранном поприще;
· предоставлением определенных льгот
(так было в нашем отечестве до начала реформ по переходу на «рыночные отношения).
Вмешательство государства в экономику, мешающее естественному экономическому процессу, проявляется в следующем:
· искусственное уменьшение конкуренции в одних областях производства и увеличение ее в других;
· создание препятствий свободному обращению труда и капитала;
· предоставление исключительных привилегий одним и стеснение действий других (введение монополий);
· введение различных запретов и ограничений (беспредельная власть чиновников).
А Смит сформировал следующий вывод: « Всякая монополия – большой враг всякому хорошему делу, которое может упрочиться в стране только тогда, когда всякий найдет защиту собственных интересов в свободной и общей конкуренции».
Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.
Для предприятия конкуренция – это процесс управления своими финансовыми и организационными возможностями с целью одержания победы в борьбе с конкурентами
Конкуренция может быть совершенной или свободной (честной) и несвободной (нечестной). Другие виды конкуренции указаны ниже на рисунке № 1.
Свободная конкуренция в экономике представляет собой экономико – правовой порядок, обеспечивающий максимум свободы личности и предпринимательства, право частной собственности и равноправие всех производителей товаров и услуг. Она гарантируется государством.
Несвободная (нечестная) конкуренция характеризуется тем, что победитель в конкурентной борьбе добивается своего успеха нарушением норм и правил поведения, присущих свободному рынку, совершением различных аморальных и криминальных действий.
В реальной жизни конкуренция проявляется в обоих названных видах в различных отношениях; величина этих отношений зависит от конкретных условий, действующих в стране и в мире.
Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность товара (услуги) является его важнейшей характеристикой и обуславливается рядом факторов, о которых будет дано изложение в следующем подразделе квалификационной работы.
Конкурентоспособностью (КС) организации (производителя товаров и услуг) называют ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать прибыль, достаточную для стимулирования работников и научно – технического совершенствования производства. Ею определяется авторитет и престижность организации. Ключевыми характеристиками КС организации считаются:
· платежеспособность;
· прибыльность;
· стратегия управления;
· адаптация, т.е. свойство приспосабливаемости к условиям внешней среды;
· финансовая и управленческая прозрачность;