Сбор данных о рынках, конкурентах, динамике рынков, анализ функций
Рисунок 2.7– Матрица БКГ
Как видно из построенной матрицы БКГ, магазин «Мульти» удерживает позицию «Вопросительный знак» («Трудные дети»), т.е. низкая доля на рынке в развивающейся отрасли, для поддержания или увеличения доли на рынке нужны значительные средства, на которое предприятие может пойти, если видит, что сможет в перспективе успешно конкурировать на этом рынке.
Попробуем составить матрицу для трёх продуктов магазина ООО «Мульти», имеющих наилучшую динамику продаж в магазине (таблица 5).
Таблица 2.5 – Динамика продаж товаров в ООО «Мульти»
Стратегическая бизнес–единица |
Объем продаж, |
Доля рынка |
Темпы роста рынка, в процентах |
Товары VIP группы |
3046682 |
5 |
15% |
Посуда |
1651814 |
1 |
20% |
Сувениры |
735516 |
1 |
15% |
Используя данные из таблицы 5, была построена матрица БКГ для основных товаров ООО «Мульти» (рисунок 8).
Рисунок 2.8 – Матрица БКГ по основным товарам ООО «Мульти»
Как видно из матрицы БКГ, товары VIP группы наиболее перспективные виды деятельности, занимающие лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительной доли финансовых ресурсов для продолжающегося роста. Для них наилучшей стратегией является рост и увеличение доли рынка. Товары VIP группы являются наиболее привлекательной для финансовых вложений.
Посуда и сувениры же, не имеют хороших конкурентных позиций, но находятся на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций. Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка.
Оценивая ценовую политику «Мульти» и его конкурентов, необходимо заметить, что в магазине «Мульти» цена на товар несколько ниже, чем у основного конкурента – магазина «Красный Куб». В среднем, на 10–20%.
При этом самые низкие цены на такие же и аналогичные в магазине «Зебра», но этот магазин проигрывает по широте своего ассортимента, а также в том плане, что его специализация очень «размыта» и он не является как таковым магазином подарков, как позиционируют себя «Красный Куб» и «Мульти». Ниже представлено стоимость одноименных товаров ООО «Мульти» и его конкурентов (таблица 6).
Таблица 2.6 – Сравнительный анализ цен товаров ООО «Мульти» и его конкурентов
В рублях
Наименование товара |
"Мульти" |
"Красный Куб" |
"Зебра" |
"Рамстор" |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Часы настенные "Seavoyager" (Нидерланды) |
1330 |
1480 |
1220 |
1450 |
Сувенирная фигурка животного (Китай) |
67 |
86 |
52 |
65 |
Декоративный светильник "Thun" (Чехия) |
420 |
540 |
400 |
450 |
Пепельница фирмы "Slavia" (Чехия) |
180 |
200 |
140 |
175 |
Фарфоровая ваза "Morita" (Япония) |
840 |
1160 |
730 |
890 |
Копилка "Herenveen" (Нидерланды) |
280 |
350 |
240 |
300 |