Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ЗАО «УК «Мценский алюминий»
Рисунок № 5 – Модель М. Потера SWOT – анализа
SWOT – анализ применительно к исследованию конкурентов включает следующие элементы:
· Выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей).
· Оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз).
· Определение целей и стратегии фирмы (АО) по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы.
· Изучение сильных и слабых сторон конкурентов по наиболее важным аспектам хозяйственной деятельности (организация производства, управление, реализация продукции и др.) на основе собранной информации и сравнение соответствующих показателей с показателями своей компании.
· Систематизация результатов обработки информации и составление плана действий по повышению своей конкурентоспособности.
Для удобства систематизации информации, получаемой для анализа, и составления плана действий компании предлагается матрица SWOT – анализа, представленная на рисунке № 6. Она позволяет наглядно сопоставить возможности и угрозы внешней среды с сильными и слабыми сторонами компании.
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
SO |
ST |
Слабые стороны |
WO |
WT |
Рисунок № 6 – Матрица SWOT – анализа
Анализ хозяйственной деятельности по всем ее аспектам является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой научно обоснованных планов и управленческих решений. Он содействует экономическому использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, способствует снижению себестоимости продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Исследование М. Потера показало, что традиционно существовали три основные стратегии бизнеса, позволяющие добиться повышения конкурентоспособности продукции.
1. Стремиться стать производителем, выпускающим продукцию с наименьшей себестоимостью в данной отрасли или сфере бизнеса
2. Оперативно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять нужды и запросы потребителей
3. сфокусировать внимание на основных сегментах рынка своей продукции
ЗАО «УК «Мценский алюминий» придерживается этих стратегий и не безуспешно. Это подтверждается примером «Договора продажи товара» (приложение № 2). Конкурентами УК являются предприятия, образовавшиеся на базе бывших филиалов ПО «ЗИЛ». В настоящее время конкурентами более высокого уровня являются:
1. ЗАО «Пензенский завод «Автозапчасть» г. Пенза.
2. ООО «Грантэк ХХI» г. Москва.
Зная возможности и угрозы этих конкурентов, УК стремиться не допустить пересечения своего и конкурентов ассортимента продукции или использовать преимущества в расстояниях доставки.
3.3.1. Управление качеством.
В предыдущих разделах и в начале этой данного подраздела описаны основные аспекты хозяйственной деятельности УК: организация производства, управление, реализация продукции. Дан краткий анализ этим аспектам. Дополним это описание сведениями по управлению качеством, поскольку качество является самым емким и самым важным фактором конкурентоспособности продукции.
Ужесточающиеся требования рынка к продукции ЗАО «УК «Мценский алюминий» (алюминиевые сплавы, отливки, литейные изделия и т.д.) сделали управление качеством приоритетным. УК добилась того, что получаемые в ней сплавы вторичного металла сертифицированы на соответствие требованиям международного стандарта EN ISO 9001:2000 международным органом по сертификации «SGS» (Цюрих, Швейцария), а изделия из цветных сплавов и чугунов сертифицированы Органом по сертификации TUV NORD CERT на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000.