Стратегическое планирование в полиграфии
Многие издатели выбирают зарубежные типографии из-за того, что отечественные полиграфисты, заявляющие о своей способности конкурировать с Западом, в массе своей так и не сумели доказать, что могут работать быстро, качественно, не создавая издателям ненужных проблем. К тому же цены безостановочно и быстро повышаются. В отрасли до сих пор нет общепринятой (и понятной заказчикам) методики образования цен на полиграфические услуги. За одну и ту же работу в различных типографиях могут предложить совершенно разные цены. Трудно объяснить, почему в Украине до сих пор нет ни одного хорошего справочника о рынках полиграфических услуг, изучив который издатель мог бы выбрать типографию на основе сопоставления цен, качества работ, сроков, обязательности и т. д. |
Существующая нормативно-правовая база является тормозом отечественной полиграфии, поощряя импорт и не помогая собственной промышленности. Так, за те деньги, которые украинские импортеры отдали своим зарубежным партнерам за печатную продукцию, казна не получила ни пошлин, ни НДС. Экспорт бумаги тоже налогами не облагается, при этом существуют высокие налоги на ввоз бумаги и полиграфического оборудования.
Современных типографий в Украине катастрофически не хватает. Если бы Украина по каким-либо причинам лишилась доступа к зарубежным печатным мощностям, то существующие типографии — при условии сохранения надлежащего качества — смогли бы принять не более 20 % заказов.
Одной из проблем для полиграфических предприятий является несовершенство государственной инвестиционной и налоговой политики. По мнению экспертов, актуальной задачей является снижение ставки НДС, уменьшение ставки таможенных пошлин, установление временных ставок НДС в части поставок полиграфического оборудования, бумаги, расходных материалов для полиграфии, не имеющих отечественных аналогов.
Один из вариантов инвестиций в полиграфию предлагают представители Гильдии издателей периодической печати, объединяющей более 700 периодических печатных изданий. Они полагают, что отчисления от прибыли издателей на модернизацию полиграфической промышленности следует засчитывать им при уплате налогов. Естественно, что интерес издателей к инвестированию в отрасль от этого усилится, а страна только выиграет, поскольку серьезные инвестиции в полиграфическое производство сегодня могут быть только издательскими.
Сравнительно новым инвестиционным вариантом технического перевооружения полиграфических предприятий является лизинг. Преимущества лизинга заключаются в том, что он позволяет уменьшить налогооблагаемую базу предприятий, не изымать деньги из оборота, быстро расплатиться с лизинговой компанией за счет прибыли, полученной на оборудовании, переданном в лизинг. Лизинговая форма расчетов приемлема только для предприятий, у которых стабильное финансовое состояние и стабильная прибыль.
Результаты экономических реформ как в целом по промышленности, так и в полиграфии во многом зависят от осуществляющих ее кадров. Важнейшей задачей является повышение уровня квалификации и профессионализма руководителей, подготовка высококвалифицированных руководящих работников и специалистов области маркетинга и менеджмента.
Кадровая политика должна быть увязана со стратегией развития полиграфического предприятия. Если рассматривать кадровое планирование изолированно, то оно будет малоэффективным, поскольку на решения по кадровым вопросам оказывают существенное влияние другие планы предприятия: производственный план, план научно-исследовательских работ, план оборота, финансовый план.