Стратегическое планирование в полиграфии
Значительная часть государственных предприятий строилась в 70-х, в лучшем случае в 80-х годах. До сих пор на них работает оборудование, смонтированное еще в те годы. Нельзя сказать, что в последнее десятилетие ничего не делалось. На некоторых крупных полиграфических предприятиях производилось переоснащение производства, Было закуплено новое оборудование. Однако на многих предприятиях газетного комплекса до сих пор стоят агрегаты высокой печати, до сих пор высокая печать преобладает в районных и городских типографиях. Процессы офсетной печати во многих типографиях не нормализованы. Отсюда вытекает слабая конкурентоспособность предприятий на внутреннем рынке полиграфических услуг и низкая экономическая эффективность производства.
Современное полиграфическое оборудование, запасные части и расходные полиграфические материалы в Украине либо не производятся вовсе, либо производятся в недостаточных объемах. На экономические показатели предприятий значительное влияние оказывает стоимость используемых материалов. Так как подавляющая часть их сейчас поступает из-за рубежа, а конкуренция на рынке со стороны отечественных производителей отсутствует, торговцы импортными полиграфическими материалами запрашивают цены на них существенно более высокие, чем на европейском рынке.
Эксперты указывают на низкое качество отечественной бумаги и на высокую цену импортной при не всегда адекватном качестве. Это приводит либо к неудовлетворительному качеству продукции, либо к высокой себестоимости.
Украинские изготовители оборудования работают над повышением конкурентоспособности своей продукции, обновляя номенклатуру машин в соответствии с требованиями рынка, несмотря на проблемы с финансированием. Так, например, большой интерес полиграфистов вызывает модификация ЗПОГ-90 с устройством автоматического регулирования подачи краски, увлажнения и приводки форм фирмы Simens. Надежность печатных машин существенно повысилась после полной реконструкции чугунолитейного производства. Кроме того, освоено покрытие растирочных валов красочных аппаратов полимерным материалом рильсаном, отличающимся высокой износостойкостью, что улучшает качество печати и увеличивает срок службы валов.
Отечественные предприятия не могут полностью насытить рынок современного полиграфического оборудования. Сегодня изготовители обеспечивают не более 5-7 % общего потребления полиграфического оборудования в стране. В связи с этим типографии вынуждены обращаться к импорту.
В этих условиях понятно, почему немало издателей обращаются к услугам зарубежных партнеров. Если цены близки, а оборудование украинских типографий не всегда может обеспечить требуемое качество печати, то этого уже вполне достаточно для "ухода за рубеж". Так, например, российская газета "Экстра-М" печатается в Финляндии только потому, что ни одна типография не в состоянии отпечатать тираж этой газеты в цвете. В равной степени это относится к любой другой многотиражной газете. Многокрасочные периодические издания, отпечатанные в отечественных типографиях, пока не удовлетворяют требованиям заказчиков. Так называемые "глянцевые журналы" для издателей более выгодно печатать за рубежом. При этом сокращаются организационно-технические простои, резко уменьшается риск потерь от разного рода "случайностей", таких, как традиционная необязательность и такое же традиционное отсутствие внимания к заказчику, характерное для полиграфических предприятий.