Современная украинская печатня реклама в прессе и полиграфия
Украинский читатель начинает относиться к печатной продукции как к инвестиции — платит деньги, получая взамен необходимую профессиональную или бытовую информацию. Теперь люди в первую очередь по экономическим соображениям выбирают чаще всего одну газету, а не подписываются, как ранее, на целый букет дешевых изданий. Этому способствует и то, что с началом экономической и политической реформ начался процесс расслоения идеологического и экономического монолита "человека советского" по политическим взглядам, социальному и материальному положению, по профессиональным и культурно-бытовым потребностям.
Вслед за расслоением общества все более "расслаиваются" и специализируются газеты и журналы.
В результате всех идущих процессов издания начинают выходить в количестве, соответствующем количеству и платежеспособности того или иного круга читателей. Происходит гигантское падение подписных тиражей у всех ведущих газет и журналов. Так, у лидера по подписке "Аргументов и фактов" тираж упал с 25 693 000 экземпляров в 1992-м году до 8 873 000 в 1993-м. В целом с 1990-го по 1997-й год тираж газет в стране сократился почти в пять раз, журналов — в 7,5. Это объяснимо и тем, что наша страна стала независимой. Российская пресса здесь подорожала или стала вообще редкостью, а украинской прессе нужно было время чтобы стать на ноги.
Между изданиями усиливается борьба за читателей. Конкуренция требует выпускать более привлекательные по внешнему виду и содержанию газеты и журналы. Для этого их необходимо выводить на мировой издательский уровень — соответственно внедрять в производство компьютерную верстку, офсетную печать, многоцветность, новые качественные сорта бумаги и т.д.
На все это нужны деньги. Средств от продажи изданий в розницу и по подписке редакциям не хватает. Не спасает положение и ручеек государственных дотаций, направляемых украинской прессе для поддержки во время перехода к рыночным условиям. К 1994-му году он практически пересох.
Многие популярные издания рассчитывают в этот период на западные инвестиции. Ожидалось, что, как и в других бывших соцстранах (Польша, Чехия, Болгария и т.д.), газеты и журналы будут скуплены частично французским Эрсаном, частично немецкими Баурэм, Шпрингером, Бертель-сманом, английским, итальянским или шведским капиталами.
Но иностранные инвесторы считают слишком большим риском инвестиции в украинскую прессу. Отечественные издания вынуждены рассчитывать только на отечественный же капитал. И постепенно из нищих, полунищих, а также относительно богатых редакций формируются, в дальнейшем продаются и перепродаются отечественные медиа-холдинги, способные выживать в рыночных условиях. Так, например, газета "Экономика и жизнь", до перестройки реально принадлежавшая ЦК КПСС, превратилась в частный издательский дом с десятками региональных, отраслевых и специализированных изданий, научно-исследовательских и издательских предприятий, информационно-рекламных агентств и региональных центров.
В связи с дефицитом денежных средств в 1991-93 годах значение рекламы, как основы жизнедеятельности периодической печати, резко возрастает. Как следствие, вплоть до 94-го года идет рост одновременно и объемов размещаемой рекламы в прессе, и цен на нее. Если в 1989 году газеты давали под рекламу 100-200 строк на полосе, то в 94-м году столичный рынок рекламы периодической печати достиг определенного физического насыщения. Так, "Известия" отдавали под рекламу около 33 % от всех площадей, "Комсомольская правда в Украине" — 27 %, "Время" — 18 %.
В 1995-м году оборот только рекламных денег отечественных медиа-корпораций составлял до нескольких сотен тысяч долларов в месяц. В этот период рекламистам украинской прессы не было никакой необходимости изучать западный опыт, думать о развитии рекламных услуг, о повышении их качества. Банки, а большей частью финансовые пирамиды, раскупали почти всю предоставляемую под рекламу площадь. Представители этих структур несли в издания деньги мешками. Только становящиеся на ноги, не имеющие больших рекламных бюджетов, отечественные производители товаров и услуг были фактически вытеснены с газетных полос.