Маркетенговое исследование розничного рынка продовольственных товаров

Гибкая структура блока анкеты, посвященной анализу конкурентоспособности (рис. 3.2) позволила выявить не только предпочтения покупателей при выборе точек розничной торговли, но и получить оценки конкурентов по вышеуказанным параметрам. В результате анализа полученных данных выявилось, что конкуренция на данном рынке — это не борьба всех против всех. На основных сегментах рынках конкуренцию Гастроному составляют мини-рынок и восемь магазинов. Доля рынка остальных точек незначительна, но они создают фон, на котором разворачивается основная конкурентная борьба, и заполняют ниши, не занятые основными конкурентами. Вот что позволяет этим магазинам держаться на плаву:

- торговля узким специализированным ассортиментом,

- обслуживание небольших групп покупателей,

- низкие издержки за счет перевода части выручки «в тень».

Рисунок 3.2. Фрагмент анкеты для определения списка конкурентов и их оценки

На диаграмме конкурентоспособности (рис. 3.3) сравниваются мини-рынок, Гастроном и один из рядом расположенных магазинов. Приведенная диаграмма точно отражает характер конкуренции между продовольственными магазинами и мини-рынками. Отличительная особенность мини-рынка состоит в том, он «обыгрывает» магазины только по одной характеристике — уровень цен, но при этом занимает весьма существенную долю рынка по определенным товарным группам. В таблице 3.3, в качестве примера, приведены в процентах доли каналов приобретения продуктов по некоторым товарным группам.

Рис. 3.3. Диаграмма конкурентоспособности.

Интересно распределились ответы на вопрос: «Назовите несколько наиболее важных для Вас характеристик магазина». Наиболее обеспеченные покупатели назвали качество товара, большой выбор товаров и уровень цен, а покупатели из категорий с минимальными доходами — уровень цен, большой выбор товаров, качество товара. Таким образом, группы покупателей, находящиеся на краях спектра по уровню дохода, следуют правилам: одни предпочитают выбирать дешевый товар из самого лучшего, а вторые лучший из самого дешевого. Стратегии выбора магазинов семей, расходующих на питание от 300 до 400 грн. В месяц, формулируются более сложно и сильнее зависят от других факторов.

Исследование позволило через призму оценок покупателей получить информацию о конкурентах, сформулировать системную оценку потребителей, а также разработать систему мер по расширению объемов продаж для каждого сегмента покупателей.

Таблица 3.3

КАНАЛЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПО ГРУППАМ ТОВАРОВ

Личное подсобное хозяйство

Мини-рынок

Эра

Практически не приобретают

Основной конкурент

Общее число конкурентов

Сумма

Молочные продукты

Старт

1.10

43.38

35.66

2.21

10.41

15

92.76

Масло сливочное

Берег

0

32.11

31.30

25.20

9.87

14

98.48

Бакалея

Волна

0

45.69

49.81

0.00

0.75

9

96.25

Хлеб

Хлебный

0

24.54

56.51

0.74

15.23

14

97.02

Чай

Берег

0

42.09

38.89

1.98

12.37

12

95.33

Мясо

Берег

7.03

67.19

14.06

5.08

4.58

11

97.94

Колбасы

Колбасы

0

12.50

44.24

16.13

19.35

20

92.22

Рыба и рыбные продукты

Старт

3.45

36.78

39.46

4.60

11.03

9

95.32

Кондитерские изделия

Катя

1.45

6.51

60.15

14.18

13.34

11

95.63

Овощи

Овощи

39.1

36.09

12.78

6.02

4.14

2

98.13

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.