Маркетенговое исследование розничного рынка продовольственных товаров
Семьи с одним взрослым (старше 18 лет) составляют 15%, с двумя — 49%, с тремя 24%. Семьи без детей составляют — 67%, с одним ребенком — 21%, с двумя — 11%, а с тремя и более детьми — менее 1% . Пенсионеры живут в 12% семей. На рис. 1 представлено распределение семей по среднемесячному расходу на продукты питания. Информация представлена на средину февраля 2005 г., когда курс доллара равнялся 6,00 грн. За 1 доллар США. Эти данные следует анализировать одновременно с информацией о том, какую долю в бюджете семьи составляют расходы на продукты питания (см. рис. 3.1):
- практически весь бюджет – 54%,
- порядка ¾ бюджета – 32 %,
- около ½ – 13%,
- менее ¼ – 1%.
Рисунок 3.1. Кривая распределения семей по среднемесячному расходу на продовольствие
Разумеется, эти данные отражают покупательную способность населения, проживающего в одном микрорайоне, и отличаются от данных по городу в целом, а тем более по области. Но, для целей нашего исследования важно знать данные о потенциальных покупателях.
В таблице 3.2 приведены данные о частоте потребления продуктов по товарным группам. На 10% уменьшилась доля семей потребляющих молочные продукты и рыбу ежедневно, на 7% выросла доля семей потребляющих ежедневно продукты бакалейной группы. На основе анализа частоты потребления продуктов по группам покупателей с различным уровнем дохода, рассчитывается емкость рынка по каждой товарной группе и проводится сегментация покупателей.
Конкурентоспособность магазина оценивалась по ряду параметров:
· ассортимент,
· качество товара,
· оформление торгового зала,
· удобная раскладка товаров,
· удобный подъезд на автомобиле,
· режим работы,
· отношение персонала к покупателю,
· скорость обслуживания,
· уровень цен.
Таблица 3.2
Частота потребления продуктов
Практически ежедневно |
1-2 раза в неделю |
1-2 раза в месяц |
Практически не потребляем | |
Молочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана) |
37.13 |
44.12 |
16.91 |
1.84 |
Масло сливочное |
38.87 |
21.13 |
13.96 |
26.04 |
Масло растительное |
74.90 |
14.39 |
8.86 |
1.85 |
Бакалея (мука, крупы, макаронные изделия, сахар, яйца) |
80.88 |
14.71 |
4.04 |
0.37 |
Хлеб |
97.46 |
1.82 |
0.36 |
0.36 |
Кофе |
20.54 |
19.77 |
19.77 |
39.92 |
Чай |
86.25 |
7.43 |
5.20 |
1.12 |
Мясо (говядина, свинина, птица) |
38.89 |
40.37 |
14.07 |
6.67 |
Колбасы |
9.36 |
36.33 |
38.58 |
15.73 |
Рыба и рыбные продукты |
7.01 |
36.16 |
52.77 |
4.06 |
Овощи |
65.56 |
20.00 |
10.00 |
4.44 |
Фрукты |
10.94 |
25.28 |
40.01 |
23.77 |
Кондитерские изделия (конфеты, печенье) |
16.24 |
31.00 |
37.26 |
15.50 |
Табачные изделия |
51.36 |
3.50 |
2.33 |
42.81 |