Международная торговая политика.
1) Кингстонское соглашение провозгласило полную демонетизацию золота в сфере валютных отношений. Отменена официальная цена на золото и фиксация масштабов цен (золотого содержания) национальных денежных единиц, снято любое ограничение его приватного использования.
2) Кингстонское соглашение поставило целью переделать созданную еше в 1969 году МВФ коллективную международную единицу - "специальные права заимсствования" (Special Drawing Rights) - SDR в главный резервный актив и международный способ расчетов и платежей. Речь идет о том, что система взаимосвязей "золото - доллар - национальная валюта", на основе которого функционировала Бреттон-Вудское соглашение, трансформировалось в новую систему "SDR национальная валюта". В этой структуре SDR получила статус альтернативы не только золота, а и доллара как международных денежных единиц.
Реальная практика валютных отоншений, которые осуществлялись на основе Кингстонского соглашения, не подтвердила возможность полного вытеснения доллара с позиции ключевой международной валюты. Сейчас американская валюта обслуживает около 2/3 международных расчетов. С учетом этого можно констатировать, что Кингстонская система функционирует по принципам не бумажно-валютного (как предлагалось соглашением), а бумажно-долларового валютного стандарта.
3) Особенно важным признаком механизма Ямайской системы являтеся введение "плавающих валютных курсов" национальных единиц. Следует учитывать два противоположных аспекта такой системы. С одной строны, система, про которую ведется речь, наделяет валютные отношения гибкостью, возможностью эффективной реакции на изменение соотношений в стоимости национальных валют.
С другой стороны, колебания валютных ресурсов разрушают стабильность торговых связей, порождает спекулятивные операции. В связи с этим Кингстонское соглашение предвидит сбережение элементов регулирования системы валютных отношений, путем осуществления соответствующих операций на валютном рынке.
4) Ямайская валютная система развивается по принципам полицентризма: она с одной стороны, подчинена централизованным регулирующим действиям (соответственно статусу) МВФ, с другой - имеет очень развитую сеть автономных (региональных)валютных структур. С 1979 года введена в действие Европейская валютная система, которая ставит целью благоприятствовать обеспечению общеевропейской экономической, в том числе валютной интеграции.
В структуре Ямайской системы существуют и другие валютные группы.
С формирования соответствующих институционных структур и принципов функционирования Ямайской валютной системы еще не завершено. Они постоянно корректируются в соответствии с изменениями в международных экономических отношениях.
6. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины.
На сегодня эффективной интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для отго чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на:
знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономичяеской среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего экономического “регламента”;
четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики.
Наше государство только входит в систему мирового хозяй ства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего социального и экономического развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин.
Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностйей направлений интегрирования в нее Украины.
Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешне-экономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с опзиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке.
В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.
В четвертых, попытки активного общения и диалога с международными финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики - пока что вызывают неадекватную реакцию широких кругшов украинской общественности, поскольку до сих пор не не четко определены ориентиры нашей страны ни в развитии ее “внутренней” экономики, ни в поисках ее будущего места в мировом хозяйстве.