Международная торговая политика.
Имеются весьма убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько примеров.
· Конституция США запрещает отдельным штатам взимать пошлины, превращая Америку в огромную зону свободной торговли. Спеиалисты по экономической истории признают, что это сыграло важную роль в экономическом развитии страны.
· Действия Великобритании в поддержку более свободной международной торговли в середине девятнадцатого столетия имели важоне значение как средство стимулирования ее индустриализации и развития.
· Создание "Общего рынка" в Европе после первой мировой войны во многом способствовало устранению пошлин между странами-коллегами. Экономисты сходятся на том, что создание такой зоны свободной торговли явилось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия.
· В целом тенденция к снижению пошлин с середины 30-х годов явилась стимулом роста послевоенной мировой экономики.
· Как уже отмечалось, высокие пошлины, введенные в осстветствии с законом Смута-Хаули 1930 г., и порожденные им ответные меры, усугубили "велмкую депрессию".
Исследования слаборазвитых стран в подавляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые прводили более открытую экономическую политику.
f). Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ
.
Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специально направленным на снижение пошлин, закон включал два основных приложения.
I. Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50% от существующего уровня. Снижение тарифлф зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт.
II. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего благоприятстования, оно относилось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 году, когда 23 страны, включая США , подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах:
равный, недискриминационный режим для всех стран учасников;
снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров;
устранение импортных квот.
По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров.
В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения:
*
устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве;
*
снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торговле);
*
уничтожение ограничений на иностранные инвестиции;
*
внедрение на международной основе патентных, авторских прав , прав на торговую марку.
3. Экономическая интеграция.
Другим решающим сдвином в сторону либерализации торговли стала экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и Американско-канадское соглашение о свободной торговле.
Общий рынок.Наиболее ярким примером экономической интеграции является ЕЭС или, как его еще называют "Общий рынок". Возникнув в 1958 году, ЕЭС включает 13 западноевропейских стран.
Цели. "Общий рынок" выступает за:
*
постепенную отмену пошлин и импортных квот навсе товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц;
*
установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из сттран, не входящий в "Общий рынок";
*
достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка";
*
разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающий взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничителной деловой практике.
Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стран- участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и росту именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное на масштабных рынках, дает возможность отраслям промышленности европей ских стран добится более низких издержек, которые историчеки были недостижими в условиях узких обособленных рынков.