Сущность и необходимость использования маркетинга в современной экономике
Отталкиваясь от сформированной методологической основы, вернемся к первому параметру проектирования маркетинговой службы. Итак, история развития маркетинга убеждает нас в том, что каждый этап эволюции маркетинга был характерен для определенных условий внешней среды. Следовательно, модель маркетинговой деятельности на каком-либо предприятии также должна соответствовать условиям и тенденциям той внешней среды, которая характеризует состояние данного отраслевого рынка.
Второй методологический подход организационного структурирования маркетинговой деятельности логично продолжает обозначенное выше соответствие реализуемой на предприятии модели маркетинга требованиям рыночной среды и заключается в утверждении, что структурное внутрифирменное положение службы маркетинга в общей организационной структуре управления предприятием должно соответствовать этапу эволюции маркетинга.
Его методическая реализация нашла отражение в разработке основных параметров, характеризующих внутрифирменный статус службы маркетинга, адекватному этапу эволюции и, соответственно, модели маркетинга. Перейдем к проектированию организационной структуры службы маркетинга, правильный выбор которой является своеобразным фундаментом для эффективной маркетинговой деятельности. Следует согласиться с мнением авторов, работающих над данным вопросом, что особенности производственной деятельности указывают на необходимость индивидуального подхода к разработке организационных структур служб маркетинга. И все же существуют в определенной степени «универсальные» факторы, определяющие данный выбор.
Поэтому следующий методологический подход настаивает на необходимости соответствия типа организационной структуры маркетинговой службы профилю деятельности предприятия.
В противном случае это может повлечь за собой снижение объемов выпускаемой продукции, снижение активности маркетинговой деятельности на необходимых предприятию сегментах рынка, потерю потенциальных потребителей в других регионах, отставание от конкурентов в разработке и выпуске новых видов продукции, неэффективное взаимодействие специалистов в самой службе маркетинга, неадекватное реагирование предприятия на рыночные процессы в отрасли и т.д. и т.п. Выбор организационной структуры службы маркетинга предприятия представляет собой «многоступенчатую» процедуру, когда на каждой ступени в зависимости от определенных параметров производится выбор между альтернативными решениями до тех пор, пока не будет определен наиболее целесообразный тип организационной структуры службы маркетинга.
Завершив оценку соответствия типа организационной структуры профилю деятельности предприятия, логично переходить к проектированию кадрового соответствия выполняемым службой маркетинга функциям.