Личностное влияние
Примечание: «Нормальный человек» — 100. Источник: SRI Consulting. Reprinted by permission.
Таблица 5.5
КОМПЛЕКСНЫЙ И ПРОСТОЙ ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕМ
Процесс принятия решения о покупке | ||
со слабым вовлечением |
с сильным вовлечением | |
Распознавание проблемы |
От тривиальной до мелкой |
Важная и личностно значимая |
Поиск информации |
От внутреннего поиска до ограниченного внешнего |
Широкий поиск |
Альтернативная оценка |
Несколько альтернатив, несколько критериев альтернатив, много критериев |
Много |
Выбор магазина, покупка |
Одно посещение магазина, с возможным изменением визитов в магазин, замена маловероятна |
Много |
Действия после покупки |
Простая оценка |
Оценка по широкому спектру показателей |
Источник: D.Hawkins, R.Best, and K.Coney, Consumer Behavior, 5th ed. (Homewood, IL: Irwin, 1992): p.21,
выбор
места и решение
о покупке.
Четвертая стадия — это выбор места. Находится ли этот продукт в универсаме, универмаге, магазине уцененных товаров, бутике или в специализированном магазине? Выберет ли потребитель сначала товарную марку, а потом попробует найти магазин, где она есть, или наоборот, сначала выберет магазин, а затем оценит имеющиеся там марки? Внутреннее продвижение — упаковка, расположение товаров, снижение цен, лозунги, знаки и купоны — влияет на выбор товара и места. (Техника стимулирования сбыта будет обсуждаться более детально в главе 18). На выбранном месте покупки реализуется пятая стадия, собственно покупка.
оценка товара после покупки.
Последний шаг — обдумывание и подтверждение для себя правильности покупки. Сразу же после покупки товара, особенно важного, мы начинаем следующий этап — оценивание после покупки. Подходящий ли это товар? Хорошо ли он выполняет свое предназначение? Оправдывает ли он наши ожидания? Ответы на эти вопросы определяют, купим ли мы этот товар еще раз или, возможно, вернем его в магазин.
Даже перед тем, как вы откроете упаковку или начнете пользоваться покупкой, вы можете испытывать сомнения или беспокоиться о целесообразности покупки. Это сомнение называют диссонанс после приобретения. Многие потребители продолжают читать информацию даже после приобретения для оправдания перед собой принятого решения. Реклама в виде вкладышей в упаковке помогает снизить диссонанс после покупки товара путем перечисления его высоких качеств и подтверждения популярности товарной марки.