Личностное влияние
Концепция вовлечения возникла при исследовании, проводимом на мозге, где проверялось функционирование правого и левого полушарий. Люди подвергаются воздействию вербальной информации, познавательно анализируют информацию левым полушарием и создают мысленные образы. Наоборот, правая сторона мозга связана с невербальной, не связанной со временем, образной информацией. Эта схема может быть использована для процесса принятия решения в отношении товара.
Процесс принятия решения
Процесс покупки товара значительно варьируется в диапазоне между сильным и слабым вовлечением. Однако существуют несколько общепринятых стадий, что отражено на рис. 5.3. 1) осознание потребности, 2) поиск информации, 3) оценка и сравнение, 4) выбор места, 5) решение о покупке, 6) оценка после покупки.
осознание потребности.
Первая стадия, осознание потребности, появляется при обнаружении потребителем потребности в каком-либо товаре. Эта потребность может варьироваться по серьезности или важности. Цель рекламы на этой стадии — активизировать или стимулировать эту потребность. Например, кампания «Вы не голодны?» Burger King взывает к вашему аппетиту.
Поиск
информации.
Вторая стадия — это поиск информации. Этот поиск может быть как случайным — например, чтение реклам и статей, которые случайно привлекли ваше внимание, — так и целенаправленным, как поиск информации в публикациях. Другой тип неформального поиска — это припоминание информации, виденной прежде. Реклама помогает процессу поиска, поставляя информацию.
оценка
и сравнение.
Третья стадия — это оценка и сравнение. Здесь мы начинаем сравнивать различные товары и свойства, а также сокращаем список вариантов до обозримого количества. Мы отбираем определенные важные качества и используем их для оценки альтернатив. Реклама важна в этом процессе оценки, так как помогает выбирать товары на основе их характеристик.
Рис. 5.2.
Система VALS 2. Источник: American Demographics (July 1994): 25. Согласно VALS 2, все американцы относятся к одной из восьми категорий жизненного стиля
Таблица 5.4
СЕГМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
VALS
2
Позиции |
Актуализаторы |
Достигнувшие |
Доверчивые |
Достигающие |
Стремящиеся |
Эксперимента-торы |
Деятели |
Борцы |
Покупают ручные инструменты |
148 |
65 |
105 |
63 |
59 |
137 |
170 |
57 |
Ездят на шашлык |
125 |
93 |
82 |
118 |
111 |
109 |
123 |
50 |
Занимаются садом |
155 |
129 |
118 |
109 |
68 |
54 |
104 |
80 |
Готовят изысканные блюда |
217 |
117 |
96 |
103 |
53 |
133 |
86 |
47 |
Ежедневно пьют кофе |
120 |
119 |
126 |
88 |
87 |
55 |
91 |
116 |
Пьют местное пиво |
141 |
88 |
73 |
101 |
87 |
157 |
123 |
50 |
Пьют травяной чай |
171 |
125 |
89 |
117 |
71 |
115 |
81 |
68 |
Пьют импортное пиво |
238 |
93 |
41 |
130 |
58 |
216 |
88 |
12 |
Занимаются с детьми |
155 |
129 |
57 |
141 |
112 |
89 |
116 |
32 |
Занимаются игровыми видами спорта |
114 |
73 |
69 |
104 |
110 |
172 |
135 |
34 |
Вовлечены в культурную жизнь |
293 |
63 |
67 |
96 |
45 |
154 |
63 |
14 |
Занимаются физкультурой |
145 |
114 |
69 |
123 |
94 |
143 |
102 |
39 |
Делают ремонт в доме |
161 |
113 |
85 |
82 |
53 |
88 |
171 |
58 |
Живут в кемпингах, ходят в походы |
131 |
88 |
68 |
95 |
84 |
156 |
158 |
33 |
Занимаются опасными видами спорта |
190 |
48 |
36 |
52 |
59 |
283 |
171 |
7 |
Общаются еженедельно |
109 |
64 |
73 |
90 |
96 |
231 |
94 |
62 |