Приватизация предприятий пищевой промышленности
Опыт приватизации в Чехии.
В течение десятилетий в нас воспитывали гордость первопроходцев. Мы гордились тем, что были первыми на неповторимом пути к “сияющим вершинам”. То, что происходило в окружающем мире, или подтверждало верность нашего движения или имело множество недостатков и признаки вырождения.
Отесанное годами чувство собственной уникальности и сегодня не позволяет нашим соотечественникам уяснить простую вещь ¾ наши проблемы вовсе не оригинальны. Много стран уже успешно справились с ними. Поэтому напрасны поиски своего пути туда, куда ведет битая дорога. Лучше присмотреться к опыту решения проблем теми, кто шагает впереди.
Безусловно, полезным и поучительным является опыт страны, которая достигла значительных успехов в экономических реформах, ¾ Чехии.
Еще несколько лет назад чешская экономика имела те же признаки, что и наша. Ей были свойственны и централизация управления с общим огосударствлением собственности, и высокая концентрация производства. Но, в отличие от Украины, глубокие экономические преобразования, начавшиеся в начале 90-х годов, не сопровождались катастрофическим падением уровня жизни и массовой безработицей. Экономику трансформировали без вовлечения страны в вихрь инфляции. Капиталы не покидали страну. Население активно и, главное, сознательно поддерживало правительство в его реформаторстве.
Основой экономической трансформации Чехии стала взвешенная финансовая политика. Курс национальной валюты годами оставался почти без изменений и составлял 25-30 крон за один доллар. Экономический организм имел здоровую систему кровообращения ¾ стабильную денежную единицу, которая стала объективным показателем эффективности производства.
Центральное же место в процессе экономических преобразований заняла приватизация. Чехия ¾ пример достижения оптимального компромисса между главными критериями приватизации: экономическим, социальным, политическим и моральным.
Приватизация в Чехии началась с продажи малых предприятий через аукционы и конкурсы. Прежде всего это были объекты розничной торговли, общественного питания и сервиса. Уже в 1991 году было проведено 30 тысяч аукционов. К середине 1993 года программа приватизации в Чехии была практически завершена. Всего было продано 25967 объектов общей стоимостью 27,61 млрд. крон. За два с половиной года свыше 80% малых предприятий стали частными.
Быстро и масштабно проведенная малая приватизация в течение двух лет создала 1,5 млн. рабочих мест. Это повлекло за собой спад в обществе социальной напряженности, возникшей из-за структурной перестройки народного хозяйства, сформировало позитивное отношение населения к приватизации в целом.
В 1992 году началась приватизация больших и средних предприятий. Сначала идея “большой приватизации” сводилась к отчуждению собственности за ваучеры. Но со временем стал доминировать такой подход:
- если кто-то проявлял желание приобрести тот или другой объект, Министерство приватизации разрешало его продажу;
- если покупателей было несколько ¾ организовать конкурс их приватизационных проектов. В среднем на один объект предлагалось 5 проектов;
- если прямых покупателей не было, государство акционировала это предприятие, реализуя населению не меньше, чем 60% акций.
Первая волна приватизации, проведенная в 1992-в начале 1993 года, передала в руки пяти с половиной миллионов граждан государственную собственность на общую сумму 10 млрд. Долларов.
Сегодня же, в процессе осуществления второго этапа массовой приватизации, в Чехии наметился уверенный рост производства ¾ приватное хозяйство начало демонстрировать свою эффективность.
Какие же уроки дает чешский опыт? Вот они:
- государственное имущество в Чехии в процессе приватизации продавалось и за ваучеры, и через выкуп, и через аукционы. Правительство продемонстрировало, так сказать, высший пилотаж экономической политики, оптимально объединив денежную и массовую (ваучерную) приватизацию. Наиболее социально справедливая ваучерная модель привлекла к этому процессу миллионы граждан, что обеспечило ему высокий темп и общественную занятость
Закон Украин мы “О приватизации имущества государственных предприятий”(от 4 марта 1992г.).
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные основы приватизации предприятий общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.
Приватизация имущества государственных предприятий Украины ¾ это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.
Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
- законности;
- предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;