Приватизация предприятий пищевой промышленности
По состоянию на 1 января 1995 года приватизационные имущественные счета открыли 8,3 млн. Человек, или 16% от общей численности населения Украины.
Центр послеприватизационной поддержки.
Центр послеприватизационной поддержки (ЦПП) предприятий Украины Был создан согласно приказу по Фонду госимущества Украины от 24 февраля 1995 года. По большому счету такая поддержка ¾ не только консультационная, но и финансовая, ¾ наверняка понадобится и уже приватизированным предприятиям, и 8 тысячам, предназначенным к приватизации в 1995 году. Многие из них испытывают трудности в своем развитии вследствие неблагоприятности общей экономической ситуации, а некоторым просто не хватает знаний для избрания верного ориентира в переходный к рынку период.
Информация о ходе приватизации предприятий государственной собственности по Днепропетровской области.
В соответствии с Указом Президента Украины от 19.02.94 г. №56 в области создана единая система органов приватизации. В городах и районах учреждены представительства Фонда госимущества Украины, которые будут осуществлять реформирование предприятий коммунальной собственности.
В 1994 году в сфере приватизации происходили сложные процессы, о чем свидетельствуют результаты анализа работы органов приватизации области.
В первом полугодии 1994 года наблюдалась тенденция к ускорению приватизации в области. Так, в течение первого и второго квартала 1994 года было приватизировано 90% предприятий, осуществляющих продажу имущества в течение 1993-1994 годов.
Ускорению приватизации способствовало принятие Кабинетом министров Украины постановления от 20.05.94 № 327 “О проведении индексации основных фондов 1994 г.”. Это побудило потенциальных покупателей, в первую очередь трудовые коллективы предприятий, выступать с инициативой относительно приватизации ввиду ожидаемого возрастания платежей за объемы приватизации в результате увеличения их стоимости после индексации основных фондов.
В 1994 году было приватизировано 648 предприятий области, в том числе: 169 ¾ общегосударственной собственности, 479 ¾ коммунальной собственности.
Предприятия общегосударственной собственности были проданы путем:
- аренда с выкупом членами трудовых коллективов (116);
- выкуп трудовым коллективом (24);
- продажа акций открытых акционерных обществ (28);
- аукционы (1).
Приватизация имущества предприятий перерабатывающей промышленности, сервисных, строительных и других предприятий проводится только путем преобразования их в открытые акционерные общества.
Квота льготной продажи акций членами трудовых коллективов предприятий и сельскохозяйственным производителям составляет более 51% акций.
При таком разделении акций приватизируются предприятия ассоциаций “Плодородие”, “Днепромолпром”, “Днепромяспром” и другие. Доля акций предприятий, подлежащих льготной продаже работникам каждого сельскохозяйственного предприятия определяется областным управлением сельского хозяйства и продовольствия пропорционально к объемам сырья и услуг.
Для недопущения замены в процессе приватизации государственных организационных структур монопольного типа частными и предотвращения появления новых монопольных образований необходима организация четкого взаимодействия Фонда гоимущества Украины, Министерства экономики Украины и антимонопольного комитета Украины между собой и с другими центральными и местными органами государственной исполнительной власти. Такое взаимодействие необходимо прежде всего при приватизации предприятий мясной, молочной, хлебопекарной промышленности и т.п., которые занимают монопольное положение на соответствующих региональных рынках.
Следует отметить, что в области имеется возможность обеспечить все приватизационные имущественные сертификаты имуществом объектов приватизации. По предварительным расчетам, стоимость сертификатов, которые не использованы в нашей области, намного меньше, чем стоимость имущества предприятий, расположенных на территории области, которые подлежат приватизации.
Одними из наиболее важных причин приостановки приватизации на наш взгляд являются:
- Нестабильность законодательной базы для проведения приватизации, что затрудняет практическую деятельность органов приватизации. Принятые предыдущим составом Верховного Совета Украины последние поправки к законодательству по вопросам аренды и приватизации фактически ревизуют концепцию разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилищного фонда, создают противоречивую правовую среду для деятельности органов приватизации.
- Широкое применение неконкурентных способов приватизации ограничивает права граждан Украины, не являющихся членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий, на получение доли государственной собственности в процессе приватизации и на использование своих приватизационных бумаг; создает предпосылки для продажи всего государственного имущества по заниженным ценам, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, лишь применяя конкурентные способы, можно определить реальную цену объектов приватизации.