Саморегулирование рекламной деятельности в России
- направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательством Российской Федерации о рекламе;
- представляют в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, в соответствии с российским законодательством, органы саморегулирования рекламы являются как бы дополнительным элементом в
системе государственного контроля соблюдения законодательства в области рекламы.
Саморегулирование рекламной деятельности позволяет снять с государственных органов издержки мониторинга и взять на себя консультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельности законодательству. Такой подход сточки зрения государства
оправдан. Практика показала, что субъекты рекламной деятельности заинтересованы в том, что значительно расширить функции организаций саморегулирования, которые позволяли бы внесудебное урегулирование конфликтов с конкурентами, потребителями и представителями рекламного бизнеса.
Организации саморегулирования рекламы не только отслеживает прямые нарушения действующего законодательства, но и регулируют спорные вопросы, неурегулированные законом.
На рынке рекламных услуг функционируют организации саморегулирования и профессиональные ассоциации рекламных агентств или рекламодателей. Последние выполняют определенные функции саморегулирования. Однако их деятельность должна сводиться к решению задач, связанных с лоббированием законодательства и других нормативных актов, а также защищать интересы рекламных агентств или рекламодателей в сфере налогообложения, собственно регулирования рекламы и т.д.
Эффективность саморегулирования рекламной деятельности может обеспечить система мероприятий, включающая:
- разработку определенных этических стандартов и доведения их до субъектов рекламной деятельности;
- принятие субъектами рекламной деятельности к исполнению разработанные этические стандарты;
- развитие мониторинга;
- оказание консультационной помощи субъектам рекламной деятельности, позволяющей предупредить нарушение стандартов по незнанию;
- разработку и применение системы рычагов воздействия на нарушителей этических стандартов.
В России созданы и функционируют организации, которые занимаются развитием рынка рекламы и саморегулированием ее. К таким организациям относятся: Национальная рекламная ассоциация, Комитет Торгово- промышленной палаты РФ по рекламной деятельности, Ассоциация по связям с общественностью, Международная конференция обществ потребителей (КОНФОП), Фонд поддержки рекламопроизводителей и другие. Для большинства указанных организаций этическое саморегулирование является побочным видом деятельности, так как они заняты развитием рекламной отрасли.
В России в 1965 г. создана специальная организация, деятельность которой направлена на саморегулирование в рекламной отрасли – Общественный совет по рекламе (далее – Совет).
Совет создавался как организация общественного регулирования рекламы, которая позволит решать возникающие в этой среде проблемы без вмешательства государственных органов.
На Совет возложены следующие задачи:
- организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, распространителями и потребителями рекламной
продукции, а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере;
- разработка и реализация системы мер, направленных на создание механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке;