Саморегулирование рекламной деятельности в России
Мировой опыт в области рекламы показывает, что эффективность регулирования ее нормами формального права объективно затруднено. Это обусловлено тем, Что реклама является информацией, направленной на потребителя. Такая информация может быть заведомо ложной, недостоверной или вводящей в заблуждение.
Рекламу, которая содержит негативные стороны, можно запретить на основе существующего законодательства. Однако, при рассмотрении спорных вопросов, связанных с рекламой, всегда присутствует доля субъективизма. Разрешение такой ситуации может быть достигнуто за счет детальной законодательной регламентации как содержания рекламы, так и используемых в ней художественных средств или путем самоуправления рекламы.
Самоуправление наиболее эффективно в рамках установленного законода-
тельства, которое определяет широкие принципы и действует как последняя инстанция в тех случаях, когда все другие меры уже исчерпаны. Закон и саморегулирование дополняют друг друга, чтобы обеспечить результат, который они не могут полностью достичь по отдельности.
Саморегулирование рекламной деятельности предполагает добровольный контроль субъектов рекламы за своей деятельностью, основанной не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом. Органы самоуправления рекламной деятельности созданы и функционируют во всех развитых странах мира. В одних странах органы самоуправления дополняют государственное регулирование рекламы, а в других странах саморегулирование стало альтернативой жесткому регулированию рекламы государством.
Саморегулирование рекламы имеет объективные преимущества перед государственным регулированием, так как система регулирования менее формализована, быстрее откликается на новые явления в той или иной сфере, подходит к конкретным действиям фирмы не только с точки зрения формальных правил, но и здравого смысла. Кроме того, нормы саморегулирования, как правило, более реалистичны, чем законодательство.
Это обусловлено тем, что они идут от потребностей реальной жизни и реально сложившихся отношений, субъектов рекламы.
Предпринимательские структуры на рынке товаров и услуг заинтересованы в создании организаций саморегулирования. Это обусловлено конкурентной борьбой и угрозой принятия государством законов, ограничивающих деятельность фирм (предприятий) в области рекламы.
В системе саморегулирования можно выделить две составляющие.
Первая – это практически кодекс или комплекс принципов, которые регулируют содержание рекламы и базируются на предпосылке, что реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной, достоверной.
Вторая – это процесс создания, обновления и применения кодекса или принципов.
Чтобы система была реально функционирующей, то необходимо, чтобы орган, ответственный за практическое применение кодекса был бы независимым от органа рекламной индустрии, ответственного за создание и последующий пересмотр кодекса.
Права органов саморегулирования в области рекламы в России определены в ст.28 Закона «О рекламе». Органы саморегулирования в области рекламы –
Общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц:
- привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных актов;
- проводят независимую экспертизу рекламы не предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о
рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
- привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;