Потребительская оценка.
Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого либо объекта.
Анкета – это орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляет собой оформленную композицию вопросов, на которой респондент должен дать ответ.
Анкета очень гибкий инструмент сбора информации, но требует очень тщательной обработки. Композиция анкеты учитывает:
-избранную исследователем методику построения последовательности вопроса;
- цели постановки каждого вопроса;
- приемлемую форму вопроса для респондента учитывая его возможности на них ответить;
- способ связи с респондентом.
Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах – это формулирование таких вопросов, на которые трудно ответить или не хочется отвечать, либо отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Составитель анкеты должен пользоваться простыми недвусмысленными словами, не содержащими наводящих элементов. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов. Первый из вопросов должен пробудить интерес у опрашиваемого. Трудные и личные вопросы следует ставить в конце анкеты.
Текст анкеты должен состоять из четырех блоков: преамбула, паспортичка, «рыба» и детектор.
В преамбуле указывается цель исследования и кто его проводит, подчеркивается анонимность опроса и, если необходимо, проводится инструкция по заполнению анкеты. При проведении личного анкетирования преамбула убирается; в этом случае интервьюер должен ее лично озвучить.
Паспортичка состоит из вопросов, призванных охарактеризовать самого опрашиваемого. Обычно сюда включают вопросы о возрасте, поле, семейном положении, образовании, профессии и доходах. Паспортичку помещают либо вначале анкеты, либо в конце.
Рыбой называется основная часть анкеты, которая включает в себя вопросы, ради которых и проводится исследование.
Детектор включает вопросы, призванные проверить внимательность заполнения анкеты, откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм интервьюеров.
Анкета для проведения опроса покупателей мебельного магазина «Мебельвилль» представлена в приложении 1.
Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом.
Население, при котором характеристика всей совокупности дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке, называется выборочным наблюдением. Случайность отбора единиц гарантируется независимостью результатов выборки от воли лиц, ее производящих.
Часть единиц, отобранных для наблюдения, принято называть выборочной совокупностью, а всю совокупность единиц, из которых производится отбор, - генеральной. Качество результатов выборочного наблюдения зависит от того, насколько состав выборки представляет генеральную совокупность, иначе говоря, от того, насколько выборка репрезентирована (представительна).
Бесповторный отбор означает, что каждая отобранная единица (или серия) не возвращается в генеральную совокупность и не может подвергнуться вторичной регистрации, а потому для остальных единиц вероятность попасть в выборку увеличивается.