Псевдотворчество в рекламе
Да простой обыватель. Человек, которого по Дейлу Карнеги интересует он сам и его проблемы.
Если он и обращает внимание на одну из тысяч реклам, то только в поиске решений своих проблем. Один рекламист справедливо заметил: "Люди не читают рекламных объявлений как таковых. Они читают то, что их интересует, и иногда этим оказывается рекламное объявление."
Человек редко сам ищет рекламу, он даже от нее отмахивается. На уровне подкорки он отвергает рекламные ребусы, лениво переворачивая страницы или не останавливая взгляд на глупой "наружке". Что он думает о рекламе? Давайте его спросим.
Мы здесь опустим его матерные слова о рекламе вообще, о том, как она мешает ему смотреть интересный фильм или читать журнал.
Когда же он признается, что иногда он все же получает от рекламы кое-какую пользу, спросим его, что бы он хотел от рекламы товара (!), который привлек его внимание.
Об этом товаре он хотел бы узнать как можно больше. (Огилви: "Чем больше фактов вы сообщаете, тем больше Вы продаете.") Он также хотел бы, чтобы эта информация легко усваивалась на его уровне понимания данного (часто очень сложного) товара.
Чего он не хотел бы? Он не хотел бы, чтобы реклама принимала его за полного идиота, как это делает большая часть нашей рекламы на ТВ.
А как наш герой оценивает оригинальность в рекламе - ну, в общем, "то, чего до этого не существовало"? Этот вопрос имел бы некоторый смысл, если бы он знал "чего до этого существовало", то есть был бы историком рекламы. А им он не является, почти со 100%-ной вероятностью.
Так кто же тогда будет оценивать новизну и оригинальность? - Совершенно верно, другие "новаторы" и "оригиналы". Похоже именно на них и работает "псевдотворец".
Болезни рекламы
В рекламе бациллы псевдотворчества порождают массу хронических недугов. Часто бывает достаточно хотя бы одного, чтобы реклама, этот исключительно хрупкий продукт, стала неэффективной или вообще перестала быть рекламой.
Рассмотрим некоторые из этих недугов и заблуждений.
Кашу маслом . испортишь!
Как в машине не должно быть ненужных деталей, так и в рекламе не должно быть ничего ненужного - ненужной графики, ненужного текста, ненужных "прибамбасов" в Интернете, ненужных выкрутас в видеорекламе и т.д.
Хороший рекламист напоминает хорошего хирурга - и тот и другой трижды думают, прежде чем применить тот или иной метод или инструмент.
Art-directoritis
Дизайн в рекламе традиционно выполнял роль упаковки, как ему и положено. В 60-х годах увлечение красивостью в ущерб продаваемости назвали art-directoritis. Этот недуг резко обострился с появлением мощных компьютерных графических пакетов. Не было бы НЕсчастья, да счастье помогло.
Научившись нажимать на кнопки в Photoshop'е, Corel'е и более "крутых" программах, а также запасясь различными библиотеками изображений, жаждущий самоутверждения "дизайнер" творит непроходимые цветастые джунгли. Но это ни его, ни его коллег не интересует, ведь главное - "покрасивше"! Эти "творцы" уже давно создали целую индустрию самолюбования - десятки рекламных конкурсов, где они резвятся на деньги клиентов.
Art-directoritis и все, что с ним связано, расцветает пышным цветом на почве целого ряда заблуждений. Одно из них - это мнение, что реклама якобы является искусством.
Реклама и искусство
Только и слышишь, что реклама де - это искусство. Отсюда вся эта мимикрия кинофестивалей, вернисажей и демонстраций мод, и орды томных богемствующих "творцов".
Что ж, инструментарий рекламы действительно включает некоторые методы изящных искусств: графику, музыку, кино и так далее. Но сама реклама - это не искусство. Это ремесло опосредованной продажи. Труднейшее из ремесел!