Организация сбытовой деятельности предприятия
При этом применяются различные приемы сейлз промоушн. Проведение промо – персоналом презентаций с разъяснением преимуществ представляемой продукции и наглядной их демонстрацией, раздача бесплатных образцов товара-новинки, продажа товара «с подкреплением», то есть во время проведения рекламной акции покупатель, приобретая представляемый товар, получает в качестве поощрения подарок. Широко используются скидки с цены – это из часто применяемых приемов. Иногда менеджер по рекламе использует такой прием стимулирования сбыта как проведение лотерей.
Стимулирование сбыта по отношению к собственному персоналу преследует цель увеличить объем сбыта фирмы, поощрить наиболее эффективно работающих, дополнительно мотивировать их труд и т. д.
Рассмотрим, каким образом ведется работа с клиентами на БФ ООО «Воронеж-Фрахт». Наиболее эффективно и широко применяются три формы работы с клиентами:
1. Работа через торгового представителя компании «Procter & Gamble» (приложение 2):
- магазин, сделавший заказ на поставку товаров данной компании, раз в неделю посещается торговым представителем, который оказывает квалифицированную помощь в формировании заказа;
- производится бесплатная доставка товаров в магазин транспортом компании в течение 24 часов и размещение товаров и рекламных материалов на полках.
Фирма особое внимание уделяет размещению своей продукции на полках и витринах магазинов, а также наличию всех предоставляемых рекламных материалов, за этим следит мерчендайзер (сотрудник фирмы, целенаправленно занимающийся оформлением магазинов). В магазине должен быть представлен полный ассортимент продукции компании «Procter & Gamble» и, при этом, занимать центральные места на полках. Правильное и полное использование рекламных материалов необходимо, во-первых, для идентификации продукции компании между собой и указания на ее связь с компанией, во-вторых, для выделения товаров компании «Procter & Gamble» из общей массы аналогичных товаров конкурентов.
Рис. 4.
Это позволяет получить следующие преимущества:
- помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти товар компании «Procter & Gamble»;
- позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок новые товары;
- повышает эффективность рекламы;
- положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
2. Обслуживание по системе «Продажи с фургона» или так называемая система Вэн-Селлинг (Van-Selling):
- магазин, сотрудничающий с БФ ООО «Воронеж-Фрахт», включается в постоянный маршрут вэн-фургона, который раз в неделю, по расписанию, приезжает в одно и тоже время;
- все документы оформляются непосредственно при отгрузке;
- товар с фургона может отпускаться поштучно;
- розничная цена снижается за счет исключения посредников между фирмой и заказчиком;
- появляется возможность прямого влияния на оформление торговой точки.
3. Заказ товара через отдел обслуживания клиентов фирмы:
- производится резервирование товара на складе фирмы;
- действует система скидок от объемов закупки;
- товары бесплатно доставляются транспортом до места назначения.
БФ ООО «Воронеж-Фрахт» использует систему Вэн-селлинга. Система Вэн-селлинга – это еженедельная доставка и продажа БФ продукции компании «Procter & Gamble» в торговые точки с объемом заказа от 5 до 80 коробок в неделю.
Важность системы Вэн-селлинга для дистрибьюторов в компании «Procter & Gamble» обусловлена динамикой роста ежемесячного объема продаж через фургоны, наличием более 50 000 торговых точек в 100 городах России, а также снижением розничной цены в этих торговых точках на 5 % – 30 %.
Существует 11 элементов программы Вэн-селлинга, основной целью которых является увеличение количества продуктивных визитов и увеличение объема продаж во время этих визитов. Первые 7 элементов программы направлены на увеличение продуктивного времени продаж.
Вторая цель – увеличение объема продаж достигается по средством остальных 5 элементов.
Общее количество клиентов по программе Вэн-селлинга – 510, из них работающих с Белгородским филиалом – 394. Объем продаж составляет порядка 30 000 среднестатистических коробок в месяц.
Таблица 4.
Чистая выручка и чистые доходы компании «Procter & Gamble» за второй квартал 2006 года[36].
Чистая выручка и чистые доходы основных подразделений, в млн. долларов |
Последние три месяца | |
2 кв. 2006 |
Изменение по отношению 2 кв. 2005 | |
Чистая выручка |
18,337 |
27,0 % |
Подразделение «Beauty» |
5,370 |
7,0 % |
Подразделение «Family Health» |
5,675 |
13,0 % |
Подразделение «Household Care» |
5,008 |
8,0 % |
Подразделение «Gillette Business Unit» |
2,432 |
- |
Чистые доходы |
2,546 |
29,0 % |
Подразделение «Beauty» |
848 |
16,0 % |
Подразделение «Family Health» |
757 |
18,0 % |
Подразделение «Household Care» |
688 |
3,0 % |
Подразделение «Gillette Business Unit» |
437 |
8,0 % |