Сравнительный анализ финансово-экономической деятельности автосервисных организаций саратовского регионального рынка.
Анализ финансового состояния проанализированных мною автосервисных предприятий показал их достаточно высокую доходность. А показатель доходности, как известно, также очень тесно связан с показателем финансовой рентабельности экономической деятельности организаций. Однако, не смотря на высокие объёмы валовых оборотных средств у таких предприятий, как ОАО «Покровск-Лада» и, соотвественно, ООО «СаратовГАЗавтосервис», их экономическая рентабельность будет значительно ниже, нежели у их конкурентов, как, например, ЗАО «Энгельский РТКЦ» и «Сиес-Плюс». Финансово-экономическая рентабельность от оказания услуг по автосервису и продажи автомобилей представлена ниже в табл. 3[21].
Табл. 3. Динамика рентабельности предприятий автосервиса.
Автосервисное предприятие |
2002 год |
2003 год |
2004 год | |||
Прибыль (т. р.) |
Рентаб. (%) |
Прибыль (т. р.) |
Рентаб. (%) |
Прибыль (т. р.) |
Рентаб. (%) | |
ОАО «Покровск-Лада» |
23439,8 |
12,3 |
28672,7 |
12,7 |
31425,4 |
13,6 |
ООО «СаратовГАЗавтосервис» |
20170,2 |
11,1 |
24386,8 |
12,5 |
27380,5 |
14,2 |
ЗАО «Энгельский РТКЦ» |
6855,3 |
15,4 |
8532,5 |
16,8 |
9725,4 |
19,4 |
ООО «Сиес-Плюс» |
5729,5 |
16,2 |
7105,1 |
18,3 |
7580,0 |
20,1 |
Анализ деятельности типовых представителей субъектов хозяйствования показал, что основную долю рынка автосервисных услуг занимают приватизированные предприятия, работающие в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. В последние годы появилось много мелких частных предпринимателей, которые не имеют в достаточном количестве необходимого оборудования и производственных площадей и не могут проводить полный набор сервисных услуг на всем протяжении жизненного цикла автомобиля.
Не смотря на довольно низкие показатели рентабельности автосервисной деятельности среди наиболее преуспевающих предприятий города Саратова, в области финансово-экономического развития и повышение доли оборотных активов у данных бизнес структур намечаются положительные тенденции развития. Все это стало возможным благодаря проявлению следующих внешних факторов:
v рост покупательской способности населения вследствие роста его чистого дохода.
v рост совокупного спроса на отечественные автомобили.
v повышение качества отечественных автомобилей марок «ГАЗ» и «ВАЗ».
В полном виде, динамика доходности предприятия по различным отраслям своего бизнеса за 2003 – первое полугодие 2005 годов представлена ниже в табл. 4.
Табл. 4. Удельный вес отраслей доходности в общем количестве оборотных средств компании ООО «СаратовГАЗавтосервис».
Виды производственно- экономической деятельности |
2003 год |
2004 год |
2005 год (I-II кв.) | |||
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
Удельный вес (% к итогу) |
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
Удельный вес (% к итогу) |
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
Удельный вес (% к итогу) | |
Общее количество валовых оборотных средств предприятия . |
24386,7 |
100 |
27380,0 |
100 |
15437,4 |
100 |
Ремонтная деятельность |
3658,0 |
15,0 |
3887,9 |
14,2 |
2161,2 |
14,6 |
Сервисно-техническое обслуживание |
1512,0 |
6,2 |
2026,1 |
7,4 |
1111,5 |
7,2 |
Довоедение автомобилей до класса люкс (тюнинг) |
1218,4 |
5,0 |
2163,0 |
7,9 |
1296,7 |
8,4 |
Гарантийное обслуживание |
975,5 |
4,0 |
1149,9 |
4,2 |
663,8 |
4,3 |
Профилактический осмотр автомобилей |
536,5 |
2,2 |
711,9 |
2,6 |
339,6 |
2,2 |
Реализация автомобилей |
16484,3 |
67,6 |
17441,2 |
63,7 |
9771,6 |
63,3 |