Транснациональный маркетинг
Данный период предпринимательской деятельности компании "Форд" можно охарактеризовать как этап международного маркетинга каскадного типа. Компания последовательно вышла на два европейских рынка, стремясь максимально адаптироваться к национальным особенностям Англии и Германии. При этом штаб-квартира как по причинам марке тингового характера, так и экономического и политического не ставила перед своими дочерними предприятиями задач глобализации международной маркетинговой деятельности.
После создания ЕЭС рынки европейских стран стали постепенно превращаться из национальных в один общий. В результате компанией "Форд" было принято решение о стратегической взаимоувязке обоих дочерних европейских предприятий с целью получения преимуществ от эффекта масштаба производства. Предприятия в Англии и Германии становились производственными центрами, которые превращались в ядро будущей стратегии глобализации, а в последствии к ним добавился и центр в Испании. Предприятия в европейских странах стали рассматриваться с позиций общих интересов, несмотря на сопротивление национального управленческого персонала.
Маркетинговая деятельность была направлена на глобализацию рынков европейских стран, что проявилось при разработке автомобилей. Модели автомобилей стали проектироваться не для национальных рынков отдельных европейских стран, а для всей Западной Европы. Транснациональный тип маркетинга нашел свое отражение в таких моделях автомобилей, как "Эскорт", "Капри", "Фиеста". Глобализация маркетинговой деятельности позволила не только организовать сборку автомобилей, ориентированных на единый европейский рынок, по всей Европе, но и стандартизовать комплектующие для поставок их в США. Глобализация маркетинга также дала компании возможность увеличить емкость отдельных сегментов рынка, что позволило наладить производство автомобилей только для этой части рынка.
Начиная с конца 80-х годов, в интегрирующейся Европе "Форд" располагает 22 заводами, его отделы сбыта, имеющиеся в каждой европейской стране, адаптируют маркетинг и дизайн автомобилей к местным требованиям. В результате усилия по извлечению преимуществ от глобализации рынков привели компанию "Форд" к маркетингу транснационального типа.
Транснациональный маркетинг предоставляет наибольшие возможности для взаимосвязи международных рынков разных стран, что позволяет рассматривать его в качестве ведущего средства освоения новых рынков. Теоретические и практические разработки в этой области позволят предприятиям добиться наибольших результатов в освоении внешних рынков, что приобрело особую значимость с начала 80-х годов.
Немецкие фирмы БАСФ, "Байер", "Хёхст" являются конкурентами в производстве многих видов химических товаров, но каждая из них использует для отдельных своих видов продукции одни и те же заводы и единые каналы сбыта. Японские фирмы, специализирующиеся в бытовой электронике, действуют в родственных отраслях - производство телевизоров, аудио- и видеоаппаратуры, используя одни и те же торговые марки, каналы сбыта, технологию и общую систему снабжения.
Именно с этого периода рынки стали все больше и больше восприниматься предприятиями не как рынки отдельных стран, а как единый рынок. При этом должно произойти соединение полученных положительных результатов каскадного и глобального типов маркетинга в транснациональном маркетинге. В то же время достигнутые результаты в транснациональном маркетинге возможно будет применять и в глобальном, и в каскадном типах маркетинга.