Исследование интенсивной конкуренции на рынке продовольственных товаров
Одним из наиболее эффективных инструментов бизнеса является управление ценой. Зачастую именно ценовая политика позволяет предприятию выжить в условиях жестокой борьбы за покупателя. Результаты маркетинговых исследований показывают, что среди тех потребителей, которые готовы сменить поставщика продуктов питания, одна треть называет низкие цены как решающий фактор выбора нового поставщика. Практика свидетельствует, что судьба многотысячного контракта может быть решена самым простым способом — снижением цены.
Чтобы застраховаться от неожиданностей многие предприятия используют мониторинг цен конкурентов. Мониторинг позволяет отслеживать ценовую ситуацию на рынке, определять тех его участников, которые стремятся к увеличению объема продаж за счет снижения цен на товары, а также тех поставщиков, которые повышают цены, а значит, имеют в своем арсенале эффективные неценовые методы стимулирования сбыта.
В список стандартных сведений ценового мониторинга входит следующая информация:
1. Варианты цены в зависимости от объема заказа.
2. Размер складских запасов.
3. Сроки поставки.
4. Условия получения дополнительных скидок.
Практика сбора ценовой информации показывает, что основное затруднение обычно вызывает сопоставление цен на товары с различными качественными параметрами и характеристиками. Порой сами продавцы не могут свести в единую систему всю имеющуюся информацию. Поэтому основной задачей ценовых мониторингов становится не столько сбор ценовой информации, сколько четкая и правильная классификация полученных сведений. Простым решением проблемы классификации товара стало построение ассортиментной карты. В основу представления данных заложена группировка товара по одному-двум ключевым качественным параметрам (срок годности, красочность упаковки и т. п.), с одной стороны, и торговым маркам фирм производителей, с другой. Цены, которые записываются напротив соответствующих колонок и строк разными шрифтами в зависимости от варианта скидки, являются своего рода «третьим измерением» ассортиментной карты. Аналитическую функцию ассортиментной карты можно усилить за счет введения дополнительной информации, например, наличие складских запасов или сроки поставки товара. Информация по всем поставщикам, сведенная в одну таблицу, легко поддается визуальному анализу. Очевидными становятся широта, глубина или специализация ассортимента компании. Рассмотрение изменений карты во времени позволяет сделать объективные выводы об успехах и проблемах продвижения определенных торговых марок продукции.
Ниже приведены фрагменты ассортиментных карт (табл. 1).
Таблица 1
Фрагменты ассортиментных карт
Сладкие изделия |
ФИРМА А |
ФИРМА Б |
ФИРМА В |
|||
Наименование, торговая марка |
Марка |
Цена, грн |
Марка |
Цена, грн |
Марка |
Цена, грн |
Рошен |
АВК |
Одесса |
||||
Конфеты сосучие |
Яблоко |
6,10 |
Апельсин |
5,20 |
Мятные |
5,70 |
Барбарис |
4,60 |
Смородина |
5,00 |
Молочные |
6,30 |
|
Мята |
5,80 |
Барбарис |
4,80 |
Ассорти |
4,75 |
|
Конфеты шоколадные |
Ассорти |
5,60 |
Ассорти |
7,80 |
Ассорти |
7,70 |
Печенья |
Топленое молоко |
5,80 |
Абжора |
6,20 |
||
Шоколадные |
7,20 |
Вафли |
8,60 |
Примечание. В каждой строке таблицы приведены взаимозаменяемые модели (аналоги).
Большой объем информации, изменения рыночной конъюнктуры, возможная недостоверность или вообще отсутствие прайс-листов создают сотрудникам предприятий проблемы по соблюдению актуальности и достоверности данных. Актуальность данных определяется частотой проведения мониторингов. А достоверность зависит от техники сбора информации.
Нередко компании стараются сохранить свою коммерческую информацию в тайне от конкурентов. Ведется своего рода борьба за сохранение информации.
Богатый опыт проведения мониторингов позволил выявить как возможные тактики «съема информации», так и соответствующие защитные меры.
- Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри отрасли
- Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции
- Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности
- Проведение маркетенговых исследований
- Маркетенговое исследование розничного рынка продовольственных товаров