Возникновение печатной рекламы и полиграфии в российской империи. российская и советская печатная реклама XIX—XX вв.
С началом индустриализации необходимость в рекламе опять свелась к нулю. Предприятия не нуждались в активизации сбыта. Зачатки рекламы сохранились в торговле в виде вывесок, витрин и т.д. Начавшаяся война не совсем уничтожила рекламные ростки, а скорее изменила их направленность. Реклама мобилизовывала население на борьбу с врагом. Например, такие плакаты как "Родина-мать зовет!", "А ты записался добровольцем?" — появилсь еще в гражданскую войну, сюжет был заимствован с американского постера "I want you for US Army"), "Все для фронта — все для победы!"
После войны в условиях сохраняющейся карточной системы (до 1947 г.) обязанность заняться хоть какой-то рекламой была возложена непосредственно на торговлю. Парадокс был в том, что торговля не имела для этого средств. Поэтому расходы на оформление витрин и интерьеров, на упаковочную бумагу или газосветную вывеску относились на статью "Издержки обращения". А ежегодные планы требовали сократить издержки обращения на столько-то процентов. В середине 50-х гг. (с приходом "оттепели") в структуре Госкоопторга были созданы рекламные комбинаты, в которых помимо оформительских работ выполнялись заказы на печатную рекламу. В эти же годы своя рекламная служба была создана в системе Министерства внешней торговли СССР — "Внешторгреклама", которая выполняла заказы на рекламу отдельных товаров и еще издавала красочный журнал "Советский экспорт" на английском, немецком, французском и испанском языках. Спустя некоторое время собственными рекламными изданиями обзавелись и отдельные внешнеторговые объединения — "Авиаэкспорт", "Автоэкспорт", "Машприборинторг", "Лицензинторг" и многие другие. Реклама в них адресовалась "западным" потребителям и была сделана по их стандартам и на их полиграфической базе.
В сентябре 1965 г. был создан Межведомственный совет по рекламе, в который вошли все торговые министерства, потребкооперация, 22 промышленных министерства, Гостелерадио, Госкино и Госкомпечать. Несмотря на "межведомственный статус", на деле совет по рекламе остался "пристегнутым" к одному ведомству — Минторгу СССР.
Центральная пресса по-прежнему не допускала на свои страницы рекламу. Ограничения были сделаны для городских и вечерних газет, но и здесь существовал жесткий лимит на публикацию рекламы — не более 25 % от объема последней полосы. Учитывая, что поток желающих размещать рекламу нарастал как снежный ком выход нашелся в том, что специальным постановлением было разрешено выпускать рекламные приложения к вечерним и городским газетам. Всего по Союзу к 1985 г. выходило до 90 различных рекламных приложений.
Из-за существующего гигантского бюрократического аппарата большие проблемы возникали с рекламой новых товаров. Каждый образец, чтобы пойти в серию, должен был пройти согласование в 22 различных ведомствах.
Одним из новаторов в развитии рекламы стал симферопольский завод "Фотон", который в начале 80-х гг. стал заключать контракты со звездами российской эстрады. На рекламных плакатах телевизоров "Фотон" под девизом "Окно в мир прекрасного" появились изображения А. Пугачевой, Г. Хазанова, М. Ширвиндта и т.д., что способствовало росту популярности рекламируемого товара. [43, стр. 38-41]
Итак, во время существования Российской империи печатная реклама развивалась "в ногу со временем". С приходом советской власти реклама как понятие исчезла вообще. Печатная реклама представлялась лишь в виде афиш театров и кинотеатров, и плакатов политического характера.