Возникновение печатной рекламы и полиграфии в российской империи. российская и советская печатная реклама XIX—XX вв.
Следует признать, что главным средством общения на Руси всегда служили ярмарки. Непременным атрибутом ярмарок были раек, балаганы и видовые плакаты, (раек — это аппарат со смещающимися при повороте ручки картинками, смотреть в который полагалось в специальную дырочку). Торговля и ремесла в России для привлечения внимания прохожих долгое время пользовались самодельными, плохо изготовленными рекламными афишами, но с XIX в. появились профессионально выполненные и отпечатанные афиши.
Первой российской протогазетой стали "Куранты", выпускавшиеся при царском дворе (в XVII в.) в двух экземплярах. Содержанием обычно служил пересказ актуальных событий западноевропейской политики. Следующей, уже полноценной газетой стали петровские "Ведомости" (1703). Наряду с коммерческими объявлениями библиографическая реклама выделилась в особый жанр — каталог. Реклама книжной продукции характерна и для газеты Московского университета "Московские ведомости" (1756).
В условиях информационного голода несомненным значительным событием следует считать появление лубков — народных картинок. Лубки были подобны гравюрам на дереве. К достоинствам лубка следует отнести небольшую стоимость. На лубках изображались наиболее значительные события из жизни России, библейские и исторические сюжеты. В лубочных сюжетах использовались в основном суггестивные методы воздействия на аудиторию, заранее определявшие заданный тип поведения. Для этого применялся так называемый прием контраста и противопоставления: святость — греховность, красота — уродство, здоровье — болезнь.
В том же XVII в. был завезен фряжский (итальянский) станок для печати конклюзий — объяснительных листов. Конклюзий представляли собой соединение гравированного изображения с текстом приглашения на академический диспут или придворный праздник. Некоторые конклюзий излагали программу намеченного события, вбирая в себя два расслоившихся впоследствии рекламных жанра: зрелищную (концертная, театральная, цирковая) афишу и театральную программу. [26, стр. 64]
В России впервые скрытая реклама появляется в газете "Северная пчела" (1832—1835), как своеобразная реакция на официальный запрет властей публиковать коммерческие объявления. Главный поток коммерческих объявлений рекламного характера шел через издание департамента внешней торговли — "Коммерческую газету" (1825—1860) и частный еженедельник "Купец" (1832—1835), который был создан с целью способствовать успехам отечественной промышленности, сбыту, приобретению товаров и изделий; издавался на русском, французском и немецком языках. С развитием капиталистических отношений после 1861 г. были сняты государственные запреты на помещение коммерческой информации. Массовые издания "Голос", "Петербургский листок", "Московский листок", взяв ориентир на широкую читательскую аудиторию, способствовали зарождению первых российских рекламных агентств.
Наиболее авторитетным рекламным агентством XIX в. в России являлась центральная контора объявлений торгового дома "Метцель и Ко" (1870). Среди изданий, выпускавшихся на рубеже веков, наибольшее количество рекламных объявлений помещалось в газете "Новое время". Только в 1896 г. доходы от рекламы в "Новом времени" составили более 500 тыс. руб. при средних расценках на рекламу 35 коп. за строку.
Начало XX в. характеризуется отходом от бездоказательной и ничем не подкрепленной "многообещающей" рекламы. Законодательство коснулось регулирования в сфере патентованных лекарственных средств. Рекламные агентства активно работали при журналах и газетах. В случае многократных публикаций обещалась значительная скидка. По первому требованию (можно по телефону) главная контора командировала рекламных агентов.
Развитие рекламного дела в СССР пошло несколько иным путем. Совет Народных Комиссаров принял декрет "О государственной монополии на размещение объявлений" в СМИ (от 18 ноября 1917 г.). Если рекламные сообщения и появлялись в некоторых изданиях, то посвящены они были скорее либо приобретению билетов лотереи, либо подписке на газеты и журналы издательства "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". Основной задачей этого декрета было лишить независимые газеты источника доходов и взять прессу под контроль. С началом нэпа опять появилась потребность в рекламе. Эти годы остались в истории как период бурного развития советской рекламы. Вновь стали открываться рекламные агентства. Шло активное соревнование за потребителя. Основную рекламную "нагрузку" взяли на себя частные агентства. Партийная пресса по-прежнему чуралась коммерции. В 1923 г. первой "потеряла невинность" газета "Известия", допустившая рекламные объявления на свои страницы.