Основные функции маркетинга и стратегический анализ.
Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.
Рыночная демографическая статистика. Анализ должен позволить оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и интересами потребителей.
Исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест российских предприятия является функция обслуживания. Эффективное обслуживание позволяет продать больше товаров, создает и сохраняет лояльность клиентов. Предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию клиентов.
Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара являются важнейшей управленческой функцией.
Прибыли. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.
Финансы и бухгалтерский учет. Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены и руководители попросту не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабые позиции в организации, а также положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
Производство. Важным для развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями необходимо ответить на следующие вопросы:
Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщиков? Почему?
Являются ли оборудование и производственные мощности современными и хорошо ли они обслуживаются?
Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов? Существует ли система контроля и управления запасов и заказов?
Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса?
Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслужить конкуренты?
Существует ли на предприятии эффективная система регулирования контроля и качества?
Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем предприятия сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:
Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
Какова компетентность и подготовка высшего руководства?
Имеется ли эффективная система вознаграждения?
Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
Эффективны ли подготовка, повышение квалификации руководящих кадров?
Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то почему?
Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
Можно ли улучшить качество работы сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
Насколько эффективно организован труд?
Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Атмосфера, или климат, в организации называется культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы на предприятии. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения.
Имидж, образ организации, как внутри, так и вне ее, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. Необходимо установить следующее:
Степень соответствия репутации предприятия его целям.
Степень последовательности предприятия в своей деятельности;
Соотношение культуры и образа предприятия с культурой и образом других предприятий отрасли;
Степень привлекательности предприятия для внешней и
внутренней среды.