Основные функции маркетинга и стратегический анализ.
Современная концепция маркетинга может быть представлена четырьмя функциями:
Проведение маркетинговых исследований и сбор необходимой информации. Основные виды маркетинговой деятельности могут быть направлены на проведение исследований в экономической, хозяйственной, торговой, промышленной, товарной, сбытовой и рекламной сферах.
Планирование ассортимента продукции, определение ассортиментной структуры, приспособление ее к покупателям, вопросы упаковки и доставки продукции.
Выбор каналов сбыта и анализ сбытовой деятельности.
Рекламная деятельность и стимулирование сбыта.
Управление маркетингом представляет собой процесс анализа, планирования, исполнения, координации и контроля маркетинговых программ. Процесс управления маркетингом также представляет собой анализ рынка, его возможностей и, прежде всего, анализ покупателей, конкурентов по реализуемой продукции, анализ сегментов рынка и позиционирование товара на рынке. Успех в реализации намеченной программы во многом зависит от эффективности ее применения, а это в свою очередь, зависит от принятой системы контроля и опыта работы персонала.
Стратегическое планирование, являясь важнейшей функцией управления предприятием, в значительной степени основывается на анализе рыночной среды, относящемся к сфере маркетинга. Это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в рыночной среде. Оно опирается на формулировку миссии - главной цели предприятия на рынке, изложение целей и задач, хозяйственный портфель и стратегию роста. Стратегическое планирование реализуется последовательно в первых шести этапах стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из следующих восьми основных этапов:
1. Формулировка миссии предприятия;
2. Постановка целей;
3. Оценка и анализ внешней среды;
4. Управленческое обследование предприятия;
5. Анализ стратегических альтернатив;
6. Выбор стратегии;
7. Реализация стратегии;
8. Оценка стратегии.
Стратегический анализ включает:
- анализ внешней среды;
-управленческое обследование предприятия;
-анализ стратегических альтернатив - и завершается выбором стратегии.
Анализ внешней среды обеспечивает оценку внешних по отношению к предприятию факторов, чтобы определить возможности и угрозы по трем направлениям:
Изменения, которые могут воздействовать на стратегию;
Факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии;
Факторы, которые определяют новые возможности достижения целей предприятия.
В процессе анализа необходимо дать ответы на три конкретных вопроса:
1. Положение предприятия в настоящее время;
2. Желательное положение предприятия в будущем;
3. Предложения по мерам, необходимым для достижения желательного положения предприятия.
Факторы внешней среды анализируются в следующих областях:
Экономика. Анализируется текущее и прогнозируемое состояние экономики, которое может иметь решающее значение для предприятия.
2. Политика. Путем анализа нормативных документов муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления определяется политика по отношению к предприятию.
3. Рынки. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного внимания аналитиков предприятия.
Технологии. Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы.
Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут возникать в результате изменений международных отношений.
Конкуренция. Анализ включает:
-анализ будущих целей конкурентов;
-оценку текущей стратегии конкурентов;
-обзор перспектив конкурентов и отрасли, в которой функционирует предприятие;
-углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
7. Социальное поведение и социальные ожидания. Анализируются преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, к защите интересов потребителей.
Управленческое обследование. Это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление его стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае обследование включает пять функций - маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ /имидж/ предприятия.
Маркетинг. В сфере маркетинга выделяют семь областей анализа:
Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является важной целью предприятия. Необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.
Разнообразие и качество номенклатуры товаров. Предприятия должны активно расширять номенклатуру. Она должна быть оптимальной по прибыльности.