Маркетинговая деятельность и жизненный цикл товара
Маркетинговая тактика на разных фазах
жизненного цикла товаров
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад | |
Товар |
Основной |
Расширение номенклатуры |
Выведение новых товаров |
Уход с рынка |
Цена |
Низкая либо высокая |
Цена выше, чем на пред. фазе либо высокая |
Скидки и тех. действия в отношении цены |
Соответствует поведению спроса |
Сбыт |
Распределение товара ограничено, концентрация на одном сегменте |
Быстрое расширение сбыта. Выход на новые сегменты |
Интенсивный сбыт |
Избирательное распределение товара |
Продвижение товара на рынок |
Значительные усилия |
Максимально возможные усилия |
Ослабление усилий до уровня, соответ. прибыли |
Снятие в конечном счете товара с рынка |
Сервис |
Контроль, по возможности, централизованный |
Контроль, по возможности, децентрализованный |
Контроль, осуществляемый сервисным центром |
Использование сервиса в целях создания новых возможностей для продаж |
Основную массу прибыли от реализации товара (65-80%) получают в фазах зрелости товара и насыщения рынка. Это требует соответствующей тактики маркетингового обеспечения на этих фазах. К тому же повсеместно проявляющаяся за последние десятилетия тенденция сокращения ЖЦ отдельных товаров, а следовательно и отдельных фаз этого цикла, заставляет интенсифицировать весь процесс создания товара и его рыночной реализации. Все затраты, связанные с ЖЦТ, должны быть полностью покрыты; более того, должна быть получена прибыль не ниже среднеотраслевой.
Тот факт, что продажная цена изделия соотносится с затратами на его потребление (эксплуатацию) примерно 1:10-1:20, позволяет сделать два главных вывода, имеющих высокую практическую значимость:
крайне важно повышать значимость и эффективность исследований и разработок с целью создания новых товаров, имеющих действительно высокую потребительскую ценность;
«эпицентр» маркетинговых усилий должен постепенно смещаться в область, связанную с бесперебойным, высококачественным обеспечением процесса потребления реализованного товара (гарантийное и постгарантийное обслуживание, сервис; рекламирование и стимулирование сервиса и работы сервисных подразделений; реклама товаров, для которых характерны пониженный расход топлива, электроэнергии, надежность в работе, пониженная потребность в техобслуживании и др.).
Теория ЖЦТ имеет большой практический смысл, творческое следование которому позволяет товаропроизводителям целенаправленно разрабатывать и осуществлять товарную политику, оценивать поведение своих товаров на рынке, более плотно использовать весь потенциал маркетинга.
С помощью теории ЖЦТ можно автоматически прогнозировать ситуацию применительно к любому товару. Но если менеджеры фирмы будут механически следовать этой теории, то на фазе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки, а освободившиеся средства направлены на разработку товара-заменителя. Однако без надлежащей маркетинговой поддержки продажи товара непременно снизятся и возникнет срочная необходимость форсировать выдвижение на рынок товара-заменителя, причем без дополнительной технической проверки и рыночных тестов, вследствие чего может потерпеть неудачу.