Маркетинговая деятельность и жизненный цикл товара
Учитывая, что в зависимости от категории товара виды жизненных циклов могут значительно различаться, товаропроизводитель должен учитывать специфику ЖЦТ именно своих конкретных товаров, а не использовать усредненную (обобщенную) кривую ЖЦТ.
Изменение принципиальных характеристик при прохождении
товара через фазы жизненного цикла
Харак- теристики |
Фазы жизненного цикла | |||
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Падение | |
Цель маркетин- га |
Привлечение внимания нова- торов и лиц, формирующих общественное мнение, к ново- му товару |
Расширение сбыта и ассортиментных групп |
Поддержание от- личительных преимуществ |
Сдержать падение. Оживить спрос. |
Объем продаж |
Рост |
Быстрый рост |
Стабильность |
Сокращение |
Конкурен- ция |
Незначительная |
Возрастающая |
Острая |
Незначительная |
Прибыль |
Отрицательная |
Возрастающая |
Относительно высокая |
Сокращающаяся либо отрицат. |
Потребители |
Новаторы |
Рынок обеспеченн. лиц |
Массовый рынок |
Консерваторы |
Товарный ассортимент |
Одна базовая модель |
Растущее число разновидностей |
Полная ассортиментная группа |
Отдельные товары, не потерявшие перспективы |
Сбыт |
Зависит от товара |
Растущее число торговых точек |
Растущее число торговых точек |
Сокр. число торговых точек |
Ценообра- зование |
То же |
Большой диапазон цен |
Полная ценовая линия |
Отдельные цены |
Продвижение |
Информационное |
Убеждающее |
Конкурентное |
Информационное |
Маркетинговая деятельность фирмы должна основываться на особенностях поведения товара на отдельных фазах жизненного цикла, учитывая такие важные характеристики, как динамика спроса (продаж), покупательское поведение потребителей, тенденции формирования ассортимента, динамика цен, прибыли, конкуренции и др.
Особое внимание желательно уделить покупательскому поведению групп потенциальных потребителей нового товара (товаров) фирмы применительно к фазам цикла и к степени адаптации этих групп к товару на отдельных фазах. Следует учитывать, что инноваторы, т.е. те, кто приобретает новый товар уже на фазе его введения на рынок, составляют всего 2-3% всех будущих покупателей, но их значимость весьма велика. Вместе со своими ранними последователями инноваторы предопределяют коммерческий успех (или неудачу) нового товара, а полный успех обеспечивают покупатели, появляющиеся на фазе зрелости товара и насыщения рынка.