Состояние современного российского, мирового, регионального рынка мебельных товаров.
В России около 5 тысяч предприятий, которые занимаются производством мебельной продукции в объеме 3,1-3,2 млрд. долларов США (данные на 2005год.). несмотря на большое количество производителей, 40% рынка контролируют 18 ведущих российских мебельных предприятий, а такие предприятия как МК «Шатура», ПК Корпорация Электрогорскмебель», ХК «Мебель Черноземья» в сумме занимают 20% рынка.
Структура мебельного рынка России показана на рисунке 1.
Рисунок №1. Структура мебельного рынка России.
Российская мебельная промышленность сконцентрирована в Центральном и Северо-Западном регионах. В двух столицах и ближайших окрестностях, по данным отдела оперативного маркетинга ВО "Рестэк", производится более трети всей отечественной мебели. Согласно данным отдела маркетинга "Севзапмебель", фабрики Петербурга и Ленинградской области продают в своем регионе только 20-40% производимых шкафов, диванов, столов и стульев. От 60% до 80% мебели идет, в основном, в провинцию и небольшая часть - за рубеж. В Москве рынок заполняют местные производители и импортеры. Хотя в Москве и Подмосковье мебели производится значительно больше, чем на Северо-западе, но в смысле качественных изменений северная столица не отстает от первопрестольной. Так что будущее российской мебельной промышленности определяется тенденциями, зарождающимися в обеих столицах и близлежащих к ним регионах.
Первый качественный скачок в производстве мебели в России произошел в 1994-1995 годах. Тогда предприятия, многие из которых были уже приватизированы, стали использовать импортную фурнитуру, а также некоторые виды комплектующих зарубежного производства. И качество мебели заметно улучшилось. Хотя до итальянской и германской ей было, конечно, еще далеко, но качество повысилось настолько, что российскую мебель стали охотно покупать (заграничная стоила намного дороже), темпы падения производства в отрасли замедлились, а по некоторым позициям зафиксирован даже рост. Тем временем фора, полученная отечественными производителями за счет заниженного в первой половине 90-х годов курса рубля, сошла на нет, а грамотно управлять издержками наши производители в массе еще не научились, так что разница в ценах импортной и отечественной мебели начала стремительно уменьшаться. В результате в 1997-98 годах, когда Центробанк кинулся в другую крайность и стал искусственно держать рубль высоким, конкурентоспособность продукции российских мебельщиков перед импортом резко снизилась, и к августу 1998 года доля зарубежных производителей на мебельном рынке России почти достигла 60%.
Однако жесткая конкуренция с иностранцами была для российских мебельщиков весьма плодотворной в смысле обучения цивилизованному бизнесу. Зарубежные компании демонстрировали в России, как нужно продвигать свою продукцию, как обслуживать покупателя, как добиваться конкурентных преимуществ.
Результатом преподанных уроков стало появление в отечественной мебельной промышленности лидеров из числа новых предприятий, которые в состоянии выпускать мебель, не уступающую или совсем немного уступающую образцам ведущих европейских производителей. Они вторглись в ту нишу, которую традиционно занимали зарубежные производители, и успешно борются за тех покупателей, для которых цена стоит на втором месте. Некоторые такие производители стали настолько успешными, что работают преимущественно на экспорт.
Впрочем, у некоторых российских производителей есть свои резоны, как по части экспортной политики, так и относительно участия в выставках. Например, компания "Сосна" - петербургский производитель щитовых изделий (комодов, шкафов, стеллажей) - отказалась от поездки в Кельн не потому, что там ей нечего показать. «Хотя наша мебель и выглядит неярко, из этого вовсе не следует, что наши дизайнеры поработали плохо. Простой дизайн обусловлен используемым материалом - сосной. Но это мягкая древесина, ее тяжело обрабатывать, поэтому и дизайн не слишком изящен. И у иностранных производителей мебель из сосны тоже выглядит простовато. Зато она сделана из экологически чистой древесины и благодаря этому пользуется огромным спросом за рубежом. Около 90% производимой продукции мы продаем в США. Это одна из причин, почему европейская выставка нам не очень интересна. Кроме того, искать новых покупателей имеет смысл тогда, когда есть свободные мощности, а у нас таковых пока нет. Все загружено под завязку. А участие в выставке ради поддержания имиджа пока позволить себе не можем. Слишком дорого", - объяснила Ирина Кузьмичева, заместитель начальника экспортного отдела компании "Сосна".
Некоторые производители, достигшие существенного прогресса в повышении качества своей продукции, считают, что для них гораздо выгоднее работать на отечественный рынок. "Зарубежные рынки нас пока не интересуют. Наша задача делать качественные кухни каждый день, и отвлекаться мы не можем, иначе тяжело будет соперничать как с иностранными, так и отечественными производителями", - говорит Виктор Кущевой, директор по маркетингу компании "IC-Студия".