Разработка бизнес-плана, определение требуемой суммы вложений
Если речь идет о составлении бизнес-плана для совершенно нового предприятия, то предоставляется следующая информация:
- Планируемая организационно-правовая форма.
- Сведения об учредителях.
- Опыт предпринимательской деятельности учредителей.
3. Описание среды реализации проекта
Здесь необходимо показать, насколько среда, в которой будет реализовываться проект, может способствовать или препятствовать его осуществлению и как может быть преодолено ее тормозящее влияние:
- Оценка текущего состояния экономики страны и ожидание тенденции развития (описание инфляционных колебаний).
- Текущее состояние производства в отрасли, к которой относится проект, и ожидаемые тенденции развития.
- Спрос на продукцию отрасли и ожидаемые тенденции его изменения;
- тенденция изменение спроса на производимую или планируемую к производству продукцию (услуги) в районе ее предполагаемого сбыта.
- Влияние импорта на изменение спроса на продукцию (услуги).
- Текущее финансовое положение предприятия, возможность реализации проекта за счет собственных средств.
- Наличие организации, способной защищать интересы перед местными, региональными и федеральными властями.
4. Описание продукции (услуг)
В этом разделе необходимо подробно охарактеризовать производимую продукцию или услуги, произвести сравнение ее с продукцией конкурентов, проанализировать планы развития производства:
- Характеристика продукции (услуг).
- Потребности, которые призвана удовлетворить Ваша продукция (услуги);
- Особенности Вашей продукции (услуги), ее отличие от продукции конкурентов, например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна (по возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены).
- Стадия развития продукта (идея, эскизный вариант, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующие серийное производство).
- Время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций).
- Организация сервиса товара (гарантийное и послегарантийное обслуживание).
- Патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт;
- наличие возможностей дальнейшего совершенствования и видоизменения продукции (услуг).
5. Анализ рынка сбыта и маркетинг
В этом разделе необходимо убедительно показать, что производимая или планируемая к выпуску продукция (услуга) имеет рынок сбыта.
Из этого раздела инвестор должен получить исчерпывающую информацию о том, на чем основывается уверенность в успехе на рынке. Какие действия планирует предпринять для продвижения продукции и располагает ли достаточными ресурсами и способностями реализовать разработанную стратегию. Не следует преуменьшать возможностей конкурентов. Необходимо показать свое место на рынке и аргументировать Вашу способность успешного функционирования в условиях конкуренции.
В этом разделе следует уделить внимание следующим вопросам.
- Территориальное расположение рынка сбыта Вашей продукции (услуг).
- Основные типы клиентов, на которых рассчитана продукция (услуги).
- Требования клиентов к цене продукции (услуг), ее качеству и обслуживанию.
- Ожидаемые тенденции развития рынка сбыта.
- Факторы, от которых зависит спрос на продукцию.
- Перечень основных конкурентов.
- Описание (по возможности) технического уровня и финансового положения предприятий-конкурентов.
- Ценовая политика конкурентов.
- Используемые конкурентами способы стимулирования сбыта.
- Предлагаемая стратегия в конкурентном соревновании.
- Расчет и обоснование цены продукта (услуги), ценовая политика.
- Система продвижения продукции (услуг) на рынок и ее реализации.
- Соображения по организации рекламы.
- Стимулирование сбыта и сервисное обслуживание клиентов.