Разработка бизнес-плана, определение требуемой суммы вложений
Можно выделить три основные причины, по которым человеку, как предпринимателю, необходимо планировать свою деятельность:
Во-первых, процесс составления бизнес - плана, включая обдумывание идеи, заставит объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект создания (или развития) своего предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, дает ответ на вопрос, а целесообразно ли вообще заниматься этим видом деятельности. В процессе соотнесения затрат и доходов в рамках проекта определяется сумма вложений, необходимых для успешной реализации проекта.
Во-вторых, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно контролировать и управлять своим бизнесом, что в свою очередь является основой успеха.
В-третьих, законченный бизнес-план выступает в качестве экономического обоснования целесообразности финансирования проекта и может быть интересен инвесторам, партнерам, учредителям и прочим заинтересованным лицам. В этом смысле бизнес-план представляется одним из основных документов по добыванию денег.
Существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики и в соответствии, с которыми определяется структура бизнес-плана. Однако необходимо внести в проект свое творческое начало, чтобы превратить идею в связанную реальность. Бизнес-план, с этой точки зрения, скорее произведение искусства.
В условиях нестабильной экономики расчет бизнес-плана нецелесообразен на срок более 3 лет.
Бизнес-план должен представлять собой сжатое, краткое, но одновременно убедительное изложение проекта.
Классическая структура бизнес-плана включает в себя 9 разделов. Конечно, каждый предприниматель вправе определить свою структуру плана, оставаясь в рамках классической схемы.
1. Резюме
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с бизнес-планом более 5 или 10 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать интерес к проекту. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль и не используя жаргонные фразы.
В резюме, необходимо включить следующую информацию:
- Введение в проблему.
- Долгосрочные и краткосрочные цели проекта.
- Краткое описание предприятия.
- Привлекательные стороны проекта.
- Преимущество продукции или услуг, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние.
- Потребность в инвестициях, предполагаемые источники финансирования, график возврата заемных средств, описание того, что послужит гарантией возвратности кредита.
- Ключевые экономические показатели эффективности проекта.
- Какие риски, и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.
2. Описание предприятия
В этом разделе приводится история предприятия, сведения об его развитии за прошедшее время, описывается текущая ситуация, даются сведения об участниках проекта и руководителях предприятия. Здесь также следует подробнее раскрыть суть проекта, историю возникновения идеи.
Если бизнес-проект будет реализовываться в рамках существующего предприятия, то необходимо дать его краткую характеристику:
- Основные сферы деятельности.
- Стадия развития (расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие.
- Краткая история организации.
- Финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, его кредитная история.
- Учредители.
- Размер уставного капитала и величина оплаченной его части.
- Опыт предпринимательской деятельности и руководителей предприятия.
- Репутация предприятия.