Анализ рекламы на фармацевтическом рынке.
В течение последних лет рекламный российский рынок, резко сократившийся после кризиса, переживает активный рост. По оценке международного медийного агентства ZenithOptimedia, в 2000-2002 гг. расходы на рекламу ежегодно увеличивались примерно в полтора раза. В 2003 г., по данным Российской ассоциации рекламных агентств, рост несколько замедлился и составил 31%. Больше всего, как и в прежние годы, компании потратили на телевизионную рекламу (46%), на рекламу в прессе (28,3%) и наружную рекламу (20,2%). Основным фактором роста рынка стало быстрое повышение рекламных расценок в основных СМИ.
Реклама фармацевтических препаратов, адресованная широким слоям населения, фигурирует в СМИ (на телевидении, в прессе, на радио), в метро, реже — в виде наружной рекламы на щитах и транспортных средствах в крупных городах, в пригородных электричках к пр. Сектор рекламы ОТС-лекарств и биологически активных добавок (БАД) демонстрирует высокие, но постепенно снижающиеся темпы роста (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика объемов рекламы ОТС и БАД.
Медиаканал |
1999 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||
Тыс. |
Доля,% |
Тыс. |
Доля,% |
Тыс. |
Доля,% |
Тыс. |
Доля,% | |
ТВ |
27,52 |
71,3 |
72,56 |
83,4 |
112,58 |
76,9 |
130,37 |
73,1 |
Радио |
6,94 |
18,0 |
9,05 |
10,4 |
24,85 |
17,0 |
38,14 |
21,4 |
Пресса |
3,78 |
9,8 |
4,74 |
5,5 |
7,04 |
4,8 |
9,32 |
5,2 |
Наружная реклама |
0,35 |
0,9 |
0,62 |
0,7 |
1,88 |
1,3 |
0,58 |
0,3 |
Всего |
38,59 |
100 |
86,97 |
100 |
146,35 |
100 |
178,41 |
100 |