Организация эффективной маркетинговой службы предприятия
Применение маркетинга начинается с определения целей и разработки стратегии предприятия на основе маркетингового анализа ситуации. Маркетинг охватывает предприятие, его ближайшее окружение – рынок и макросреду. По сути, любая деятельность предприятия может направляться и координироваться маркетингом. Такой подход требует полной интеграции маркетинга на предприятии.
Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями.
Практический аспект применения маркетинга выглядит иначе. Маркетинг далеко не всегда существует на предприятии в интегрированном виде. Часто его функции распределены, не связаны в комплекс. Предприятие может уделять маркетингу минимум внимания, не признавать его существования. Тем не менее, предприятие, взаимодействующее с рынком, применяет методы и подходы маркетинга.
Организационная структура управления Белгородского филиала ООО «Воронеж-Фрахт», как уже отмечалось в предыдущей главе, выглядит следующим образом:
|
|
Рис. 5. Организационная структура управления Белгородского филиала ООО «Воронеж-Фрахт».
Из нее видно, что отдельной маркетинговой службы или специальной штатной единицы (маркетолога) на предприятии не существует. Это связано с тем, что все мероприятия, связанные с маркетингом, разрабатываются не на прямую каждым филиалом, а Головным офисом (г. Москва). И лишь некоторая часть функций маркетинга распределена в рамках существующей организационной структуры управления (с соответствующим расширением должностных обязанностей сотрудников фирмы).
Таблица 5.
Анализ реализации функций маркетинга в деятельности БФ ООО «Воронеж-Фрахт».
Функции маркетинга, востребованные в деятельности фирмы |
Реализация функций маркетинга («+» / «-») |
Отдел, специалист отдела, отвечающий за реализацию функций маркетинга |
Как функция маркетинга отражена в должностных обязанностях специалиста соответствующего отдела |
1. Анализ маркетинговой среды |
+ |
VAN - менеджер |
Не отражена |
2. Оценка рынка сбыта продукции |
+ |
VAN - менеджер |
Отражена не в полном объеме |
3. Планирование товара |
+ |
VAN - менеджер |
Отражена |
4. Разработка маркетинговых стратегий |
+ |
Головной офис (г. Москва) |
Отражена |
5. Планирование продвижения товара |
+ |
Головной офис (г. Москва) |
Отражена |
6. Планирование сбыта товара |
+ |
VAN - менеджер |
Отражена |
7. Управление и контроль маркетинговой деятельности фирмы |
+ |
Головной офис (г. Москва) |
Отражена |
Таким образом, мы видим, что ярко выражена перегрузка высшего уровня руководства в сферах анализа маркетинговой среды, планирования и сбыта продукции. Поэтому целесообразным было бы ввести в штат маркетолога, подчинив его заместителю директора. Создание отдельной маркетинговой службы на предприятии с общей численностью персонала 32 человека, на наш взгляд, не рентабельно. Новая штатная единица должна осуществлять свою деятельность согласно должностной инструкции (приложение 3).