Конкуренция, конкурентные силы и конкурентоспособность фирмы.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.
В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая
государством конкуренция и противоборство монополий. При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.
По методам соперничества на:
1.
ценовую (конкуренция на основе цены);
2.
неценовую (конк. на основе качества потребительской стоимости);
3.
незаконную.
Ценовая конкуренция
применяется в настоящее время обычно в следующих случаях:
- фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями;
- для проникновения на рынок с новым товаром;
- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Неценовая конкуренция
выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительскую стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов
относится все маркетинговые методы управления фирмой.
1 разработка и выпуск новых товаров,
2 комплексные исследования рынка и планирование маркетинга,
3 организация работы торгового аппарата,
4 реклама и стимулирование сбыта,
5 усовершенствование выпускаемой продукции
6 политика цен
7 совершенствование организационной структуры
8 выбор наиболее эффективных каналов товародвижения
9 сокращение издержек обращения
10 кредитная политика и финансирование.
К незаконным методам конкуренции относится:
1 промышленный шпионаж,
2 переманивание специалистов
3 выпуск поддельных товаров
4 закупка образцов с целью их копирования
Уровни конкурентоспособности фирм предприятий.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
При первом уровне конкурентоспособности предприятий
менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь о потребителях.
Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
- понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;
- слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой;
- чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.
- недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;
- непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом (от типа организационных структур управления до систем внутрифирменного планирования).