Экологический маркетинг

Субсидии представляют собой специальные выплаты фир­мам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наибо­лее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, зай­мы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспе­чение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Если считать, что права собственности на окружающую сре­ду принадлежа? всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести обязательную ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отража­ют предельный ущерб, определенный до акта выброса, то в сис­теме обязательной ответственности за ущерб плата рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление при­родоохранной деятельности под соответствующий залог.

Данный подход особенно эффективен, если число загрязни­телей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности (рекультивация земель).

В первом случае фирма может лишь прогнозировать буду­щий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью компен­сирует его. В качестве гарантий здесь могут выступать активы фир­мы, в том числе страховой полис и т.п.

Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба из­вестны, если речь идет, например, о добыче полезных ископаемых. В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если она сама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, если нет, то суммы депозита должно хва­тить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь другой. Свою ответ­ственность по компенсации ущерба загрязнитель может переложить на посредника, внося плату за загрязнение по ставкам, соответ­ствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как сказано выше, оплачивает в том числе и ущерб, т.е. должен рассчитаться с жертвой загрязнения.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для создания стимула у потреби­телей на осуществление дополнительных издержек. В момент по­купки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов (например, покупка батареек, напитков в жестяных банках и т.п.). Известны случаи применения данной системы для стимулирования восстановления и утилизации от­работанных масел, рециклирования озоноразрушающих веществ.

Информационные системы, служащие для обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней, играют роль, подоб­ную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю ин­формацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещаются о размерах загрязнения или вредных веществах в про­дукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменению спро­са на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использо­вание соответствующих первичных ресурсов или типов технологии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.