Балтийский "Янтарь"
· режим свободной торговли потребовал усиления административного контроля над экономической деятельностью в регионе, что было вызвано ростом контрабандны.
В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".
В [35] отмечено, что в новом законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ "Янтарь" и высказано мнение, что этот закон не только не создает в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может даже ухудшить его.
Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской области в режиме СЭЗ (а ее опыт, пожалуй, наиболее "богатый" из всех СЭЗ) важны тем, что они могут служить определенным ориентиром для других российских территорий, уже имеющих или претендующих на звание "СЭЗ", с тем, чтобы избежать повторения сделанных ошибок.
Таким образом, две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше) здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.
Вновь следует подчеркнуть, что без комплексного подхода к решению указанных проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих СЭЗ представляется весьма туманным. Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже сегодня более чем 6-кратным ростом преступности в этих городах [29]).
Таблица 1
Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области
Основные характеристики |
СЭЗ "Находка" |
ОЭЗ в Калининградской области |
Этапы созда- |
Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР) | |
ния и разви- |
Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. |
Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г. |
тия (по норма-тивным доку- |
Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г. | |
ментам) |
Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г. | |
Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г. |
Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г. | |
Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г. | ||
Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС | ||
Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г. |
Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г. | |
Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов ." от 1.02.95 г. | ||
Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г. | ||
Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г. | ||
Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г. | ||
Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. |
Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г. | |
Территория |
г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км |
Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км |
Специализация |
Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность. |
Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм. |
Преимущества региона для создания свободной экономической зоны |
1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона. 2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали. 3. Наличие некоторого промышленного потенциала города. 4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства. 5. Опыт внешнеторговой деятельности. |
1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой. 2. Наличие незамерзающего морского порта. 3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК). 6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы). 7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь"). |
Недостатки региона для создания свободной экономической зоны |
1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки). 2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов. 3. Неразвитость АПК и легкой промышленности. 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов. 5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая. |
1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности. 3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен- ности. 4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства. 5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза). 6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры. 7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%). 8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов. |