Мировая торговля товарами лесного комплекса и ее структура
По географическим рынкам
Мировой лесной рынок делится на несколько региональных субрынков или секций. Они различаются по уровню лесообеспеченности, требованиям к качеству и ассортименту, по торговой практике, а также по уровню цен. Особенно выражена эта обособленность региональных рынков по сырью и пилометериалам. Чем выше степень обработки, тем меньше разница в специфических требованиях этих секций рынков, тем ближе цены на разных региональных рынках.
Основными региональными секциями являются североамериканская
, тихоокеанская
и европейская
.
Торговля внутри североамериканской
секции представлена почти исключительно международным обменом между фирмами США (см табл.3 приложения) и Канады. На нее приходится до 20% всей емкости мирового лесного рынка. Обе эти страны сравнительно хорошо лесообеспечены, поэтому цены здесь обычно низкие. Североамериканский рынок высоко монополизирован, поставки часто осуществляются по внутрифирменным каналам между различными филиалами американских фирм в Канаде и канадских в США. От многих поставщиков рынок отгорожен высокими таможенными и нетарифными барьерами. И США и Канада на других рынках выступают традиционно крупнейшими продавцами и, казалось бы, утвердиться здесь новому экспортеру практически невозможно. Однако постепенно лесообеспеченность на рынке США меняется. На западе континента, который традиционно выступал как основной район-поставщик и для экспорта и для других районов США, нарастает дефицит древесины. В этих условиях американские фирмы активно ищут зарубежные источники снабжения и для себя, и для снабжения своих традиционных импортных клиентов в бассейне Карибского моря. Еще в 1991-92 годах здесь быстро росли цены еще недавно дешевого пиловочника, а в 1993 резко подскочили цены пиломатериалов. В этих условиях североевропейские концерны стали предпринимать попытки закрепиться на американском рынке и организовали несколько пробных судовых отгрузок, по ценам ФОБ, которые несколько превышали европейские. Пиломатериалы, отгружаемые в США должны отвечать требованиям экспортных ГОСТ, поставляться сухими и, желательно, в контейнерах.
Полную противоположность североамериканской представляет тихоокеанская
секция, на которую приходится немногим более 20 % емкости мирового лесного рынка. Этот субрынок остролесодефицитный — заготовки леса здесь ограничены жесткими лесохозяйственными нормами. Основной покупатель — Япония, второй по значению — Китай. Много лесной продукции покупают Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд. Еще сравнительно недавно этот рынок предъявлял спрос почти исключительно на древесное сырье и выступал можным потребителем круглого леса и технологической щепы из районов, расположенных на периферии Тихого и Индийского океанов. Напротив, по отношению к экспортерам сколько-нибудь обработанной продукции тихоокеанские покупатели возводили высокие барьеры тарифных и нетарифных ограничений. Однако постепенно в позициях тихоокеанских импортеров произошли существенные изменения. В частности, после повышения во второй половине 80-х годов курсов валют таких ведущих покупателей, как Япония, Южная Корея и Тайвань, импорт полуфабрикатов стал выгоден и сейчас на данный рынок приходится не только 55 % емкости мирового рынка по сырью, но и 15 % — по материалам, 30 % — по фанере, 20 % — по целлюлозе и 12 % — по бумаге и картону. Важным дополнением к поставкам древесного сырья из США, Канады, бывшего СССР, стран Юго-Восточной Азии, Чили, Австралии и Новой Зеландии стали закупки пиломатериалов в этих странах (кроме территории СССР и Австралии), фанеры в Индонезии, целлюлозно-бумажных товаров в Северной Америке, Чили, Новой Зеландии Северной Европе. Высока привлекательность данного рынка для российских экспортеров, особенно расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Из Европы до недавнего времени сюда отгружались почти исключительно целлюлозно-бумажные товары. Он в 1993 г. североевропейские концерны, привлеченные традиционно высокими ценами данного рынка, стали прорабатывать и вопросы отгрузки в восточную Азию также и пиломатериалов. Пробные партии объемом несколько десятков тысяч кубометров были успешно реализованы по ценам фоб, которые были, пожалуй, немного выше средних европейских (нынешний морской фрахт из Швеции до Японии примерно равен стоимости перевозки пиломатериалов по железной дороге из Швеции в Италию). Не исключено, что это направление международной лесной торговли получит развитие в будущем. Конечно, ориентируясь на японский рынок следует иметь в виду, что качественные требования здесь обычно повыше, чем в Европе или на Ближнем Востоке. Например, пиломатериалы должны соответствовать требованиям экспортных ГОСТ и не содержать товара нешего 5 сорта. Палубный груз можно доставить через тропики сухим, только в контейнере, да и в трюме он сохранится только при условии жесткого выходного контроля влажности при погрузке.