Предпосылки экономического роста.
Сегодняшняя ситуация в Индонезии определяется прежде всего стабильностью как в экономической, так и политической жизни страны при устойчивых темпах роста. При первом же президенте, Сукарно, Индонезия была типичным чиновничье-бюрократическим государством. Экономика страны, и без того подорванная войной и революцией, была заброшена и полностью обанкротилась. Новый правитель Индонезии генерал Сухарто пригласил к управлению страной сторонников рыночной экономики, индонезийских экономистов - выпускников калифорнийского университета в Беркли, которые заняли ключевые посты в правительстве. Они быстро и успешно либерализовали экономику, ввели рыночные механизмы, начали создавать смешанную экономику, возрождать кооперацию.
Началось сокращение государственного сектора - за счет реприватизации и превращения в смешанные компании число государственных предприятий в 1966-1968 гг. уменьшилось с 217 до 138. Прекратилось также строительство силами государства свыше 400 промышленных объектов. Одновременно был принят ряд постановлений и декретов, стимулирующих деятельность частного капитала.
Поскольку же, однако, местный частный капитал был слаб и к тому же в условиях господствовавшей в стране гиперинфляции крайне неохотно шел в сферу производства, в октябре 1966 г. в Индонезии началось осуществление рассчитанной на 2 года программы стабилизации и восстановления экономики. В ее задачу входило устранение наиболее вопиющих последствий экономического кризиса, в котором находилась страна, и расчистка почвы для последующей организации нормальной хозяйственной деятельности на сбалансированной основе. Главными особенностями этой программы стали отказ от принципов “направляемой экономики”, проводившейся Ахмедом Сукарно, и переход на позиции ее либерализации, а также резкое усиление акцента на использовании внешних факторов роста.
Первым шагом в этом направлении стало создание в стране благоприятного инвестиционного климата для иностранных капиталовложений. В целях урегулирования отношений с теми иностранными компаниями, собственность которых была национализирована или взята под государственный контроль в период до 1966 г., были проведены переговоры о выплате компенсации голландским владельцам в сумме 6000 млн. гульденов и реприватизации английских, американских, бельгийских и прочих компаний, предприятий, плантаций и т. д.
Вторым шагом в деле создания благоприятного для иностранных монополий инвестиционного климата явился закон об иностранных инвестициях, вступивший в силу в начале января 1967 г. В нем были определены сферы национальной экономики, куда допускался иностранный капитал, устанавливался порядок его деятельности и предусматривались соответствующие льготы (гарантии от национализации, разрешение на перевод за границу прибылей в валюте страны-инвестора, освобождение от уплаты налогов на различные сроки и т. д.).
Что же касается собственных усилий по нормализации экономического положения, то в период действия программы стабилизации индонезийское руководство сконцентрировало их в производственной сфере на восстановление и развитие инфраструктуры, а в сфере обращения - на проведение антиинфляционных мероприятий. В рамках борьбы с инфляцией, темпы роста которой в 1966 г. составляли то 20 до 50% в месяц, было принято решение о проведении так называемой жесткой финансовой политики.
Одним из ее элементов явилось использование рынка государственных кредитов для ограничения или стимулирования деловой активности в различных сферах национальной экономики. Для этого учетная ставка по кредитам на цели производства (главным образом продовольственных товаров) и экспорте устанавливалась наименьшей - от 5 до 1% в месяц, а процент по кредитам на цели импорта взымался наивысший - от 6 до 9 в месяц.
Другим элементом “жесткой финансовой политики” стала борьба за сокращение и ликвидацию бюджетного дефицита, размеры которого в 1966 г. превысили величину доходной части бюджета почти на 30%. С этой целью при составлении государственных бюджетов в 1967-1968 гг. были сокращены многие непроизводственные расходы; кроме того, расходная часть госбюджета была уменьшена за счет существенного сокращения субсидий государственному сектору.
Наконец, третьим элементом “жесткой финансовой политики” явились мероприятия во внешнеторговой сфере, направленные, с одной стороны, на ограничение импорта второстепенных товаров, а с другой, - на рост экспортных доходов. Для этого была увеличена валютная премия экспортерам, составившая от 50 до 75% чистой валютной выручки (в ценах фоб) при реализации на мировом рынке таких важнейших товаров индонезийского экспорта, как каучук, копра и пальмовое масло.