Соглашение о свободной торговле между США и Канадой
Следует подчеркнуть, что немаловажное значение для российских коммерческих структур, осуществляющих экспорт товаров в Канаду или США, имеют потенциальные возможности проникновения на североамериканский рынок, предоставляемые партнерами. Дело в том, что еще в октябре 1987 г. Канада и Соединенные Штаты Америки подписали Соглашение о свободной торговле (ССТ), которое вступило в действие 1 января 1989 г. В соответствии с Соглашением обе страны обязались отменить пошлины во взаимной торговле на импорт всех оговоренных в Соглашении товаров к концу 1998 г.
Некоторые пошлины при взаимной торговле были отменены еще в 1989 г., а остальные будут ликвидированы в течение последующих 5—10 лет путем равномерного ежегодного сокращения. Кроме того, Соглашение предусматривает либерализацию в области инвестиций, содействие развитию торговли услугами, гармонизацию технических стандартов и торгового законодательства, касающегося двусторонних экономических отношений между Канадой и США.
Соглашение о свободной торговле между США и Канадой имеет два важных следствия для канадских и американских торговых партнеров, в том числе и из России.
Во-первых, постепенная ликвидация таможенных пошлин в торговле Канады с США и их сохранение применительно к торговле с другими странами создаст более благоприятные условия. Для деятельности американских и канадских экспортеров на североамериканском рынке. В результате этого экспортеры аналогичных товаров из других стран столкнутся с возросшим уровнем конкуренции на этом рынке. Можно ожидать, что импорт ряда товаров из третьих стран будет заменен взаимным товарообменом США и Канады.
Второе важное следствие Соглашения о свободной торговле связано с содержащимися в нем "правилами происхождения товара". В этих правилах оговаривается степень преобразования, которому должны подвергнуться в Канаде или США товары, происходящие из третьих стран, с тем, чтобы на них можно было распространить предусмотренные Соглашением пониженные тарифа ставки.
Товары, ввезенные из третьих стран в Канаду, не подлежат беспошлинному экспорту на американский рынок. Аналогичным образом товары, ввезенные в США, не могут быть беспошлинно экспортированы в Канаду. Однако многие продукты, пересекающие канадско-американскую границу, частично изготовляются в третьих странах. Поэтому Соглашение о свободной торговле содержит ряд сложных критериев, предназначенных для определения той доли участия третьих стран в производстве товаров, которая все же позволяет распространить на них преференциальные, в дальнейшем беспошлинный торговый режим, действующий в отношении США и Канады. Сложность критериев не позволяет дать здесь их подробное описание. В целом же эти критерии можно суммировать следующим образом: действие преференциального режима ССТ может быть распространено на какие-либо товары, первых, если они полностью произведены в Канаде или США; вторых, если их тарифная классификация претерпела изменения результате действий, подробно описанных в приложении к ССТ; и третьих, если при отсутствии изменений в тарифной классификации 50% стоимости этих продуктов составляет стоимость, добавленная на территории Канады или США.
Во всех случаях, когда товар удовлетворяет этим критериям его канадское или американское происхождение признается в соответствии с положениями Соглашения о свободной торговле, его дальнейшая обработка на территории третьих стран не допускается. Следует отметить, что товары, которые были вывезены одну из стран — участниц ССТ из зоны свободной торговли, paсположенной на территории, третьей страны, а затем экспортированы в другую страну — участницу данного Соглашения, будут рассматриваться как товары, произведенные в третьей стране. Это в частности, означает, что, например, на автомобили, собранные России из комплектующих частей, произведенных в США и каких-либо других странах, преференциальный режим ССТ из зоны свободной торговли распространяется, независимо от доли российского участия производстве данного товара.
Законодательные акты, посредством которых положения ССТ реализуются на практике, содержат требование, в соответствии которым экспортер должен письменно задекларировать происхождение экспортируемого товара путем представления соответствующего свидетельства о происхождении. В том случае, если экспортер представит неточные или ложные сведения о происхождении товара, его товары будут исключены из сферы действия преференциальных тарифных ставок. В целом российским экспортерам следует исходить из того, что им удастся ввозить в США из Канады (или, наоборот, из США в Канаду) беспошлинно только те товары, которые подвергались обработке или преобразованию на территории Канады или США и в результате этого в соответствии с критериями, содержащимися в ССТ, за ними может быть признано канадское или американское происхождение.