Возможности расширения российского экспорта на североамериканский рынок
Подписанный договор можно назвать одним из первых примеров конкретных поставок российской техники американским военным ведомствам. Для производства продукции для сбыта североамериканском рынке заводу, безусловно, придется приложить значительные усилия и провести ряд мероприятий по модернизации оборудования и доведению качества серийного производства прицепов до стандартов, принятых в США и Канаде, а также четко представлять себе законодательство, правила и нормы этих стран, регулирующие деловые и гражданские правоотношения частности, например, в области рекламы, гарантийных обязательств института доверительной собственности и т. д.).
Анализируя потенциальные возможности североамериканского рынка, которые могут представить интерес для российских экспортеров, следует, видимо, иметь в виду наметившиеся социальные и демографические сдвиги в структуре населения США Канады.
Согласно прогнозам, к 2000 г. примерно 30% американского канадского населения будет старше 50 лет. К тому времени данная возрастная группа превысит по численности возрастную группу лиц моложе 20 лет. Все большее число американцев и канадцев будет старше 65 лет — традиционного возраста выхода на пенсию. Однако действительное число пенсионеров будет возрастать так: в связи с тем, что все более популярным становится ранний выход на пенсию (в возрасте от 55 до 64 лет).
Североамериканские потребители из старших возрастных групп во многом не соответствуют нашему стереотипу "пожилого гражданина" — ни по образу жизни, ни по тому, как они тратят деньги. Хотя в среднем доходы пожилых людей ниже, чем доход более молодых граждан, они за последние десятилетия росли более высокими темпами. В значительной степени это явилось результатом улучшения пенсионных программ, как государственных, так и частных.
Относительно высокая покупательная способность пожилых людей отчасти обусловливается широко распространенным домовладением. Около 80% семей, главы которых старше 65 лет имеют свой собственный дом.
На пожилых американцев и канадцев приходится значительная доля быстрорастущего, привлекательного и весьма специфического рынка. Эта важная демографическая часть рынка способствует росту спроса, а следовательно, и деловых возможностей экспортеров в таких разных областях, как туризм, обустройство быта, продажа товаров медицинского назначения и дорогих игрушек и товаров для малышей, которые пожилые люди приобретают для своих внуков. Данная тенденция будет продолжать набирать силу в ближайшие десятилетия, так как пенсионного возраста станут достигать те, кого относят к представителям "бума рождаемости" (т. е. к тем, кто родился в конце 40-х и 50-х годах).
Покупатели, как считают, будут отдавать предпочтение товарам, отличающимся удобством пользования. Наибольшим спросом будут пользоваться изделия и продукты, обеспечивающие экономию времени и труда. На эту тенденцию могут повлиять и некоторые новые факторы рыночной конъюнктуры. Так, например растущая озабоченность состоянием окружающей среды уже заставляет многих американцев и канадцев пересмотреть свои взгляды на то, что они понимают под удобством пользования товарами, и постепенно складывается новый рынок для товаров, отвечающих требованиям охраны окружающей среды.
На североамериканском рынке отмечается усиливающаяся тенденция к дифференциации и "сегментации" в связи с тем, что покупатели проявляют все большую избирательность при приобретении товаров и услуг. Эта тенденция создает благоприятные возможности для торговли специализированными товарами, рассчитанными на удовлетворение потребностей относительно не больших групп населения или даже отдельных покупателей. Технический прогресс позволит еще больше снизить стоимость: специализации и ориентации на особый спрос, что приведет увеличению числа потенциальных покупателей определенных видов товаров.
Покупатели становятся все более требовательными. Достижения современной науки и техники все шире внедряются в бытовые приборы и товары, используемые для отдыха и развлечений. Налицо также стремление покупать больше "предметов роскоши”, включая товары домашнего обихода, дорогие игрушки и экзотические продукты питания. В целом поставщики имеют возможность убедиться в том, что качественные товары легко находят сбыт на рынке, поскольку потребители ищут более долговечные и надежные товары. Спрос на изделия и продукты низкого качества повсеместно снижается, что надо в первую очередь иметь в вид российским экспортерам.