Критерии выбора системы автоматизации деятельности рекламных служб
Основными критериями оценки эффективности системы автоматизации выступают деньги (затраты на автоматизацию) и время (период, в течение которого будут достигнуты конкретные результаты). Результатом должен являться максимум отдачи от автоматизации на единицу затраченных средств в течение фиксированного времени (40).
Итак, основной критерий выбора информационной системы - функциональная полнота системы. Система должна уметь выполнять все основные операции учета на предприятии, а также некоторые специфические операции, характерные для конкретного типа компании. Исходя из этого, можно сформулировать ряд общих критериев, которыми надо руководствоваться при выборе системы. Вот эти основные критерии:
1. Система должна быть понятной.
Разработанная система должна быть понятной сотрудникам фирмы. Функциональные возможности системы и реализация должны соответствовать основным бизнес-процессам, происходящих на предприятии.
2. Система должна быть удобной.
Разрабатываемая система может считаться удобной только тогда, когда она удобна для конкретного человека, именно его оценка должна быть решающей. Не исключен и путь постепенного усиления системы по мере роста компьютерной квалификации специалиста.
3. Система должна быть надежной.
Следует прежде всего правильно понимать проблему надежности системы автоматизации. В принципе любая система ненадежна - компьютер воспринимает абсолютно одинаково и миллионы долларов, и копейки. Программа, если она хоть как-то тестирована (впрочем, известны случаи, когда на рынок выбрасывались системы, вообще неспособные отличить символьную информацию от числовой), будет защищать пользователя от грубых ошибок. Однако это вовсе не означает, что в системе предусмотрены также интеллектуальные средства анализа и защиты информации. С позиций надежности АИС можно оценить следующим образом, как предлагает Терещенко С. (48):
Во-первых, система должна отслеживать все виды случайных ошибок, нарушающих ведение учета. Во-вторых, в ней должны быть предусмотрены средства защиты от случайной или намеренной порчи информации. Иными словами, система обязана либо проинформировать вас о возможности потери информации, либо отказаться выполнять запрещенную операцию. Кроме того, желательны средства защиты от несанкционированного доступа.
Наконец, система должна быть устойчива к сбоям и поломке оборудования. Возможны разные решения: автоматическое сохранение базы данных в процессе работы, обязательная выгрузка копии на дискеты или стример, специальные средства восстановления данных. Важно, чтобы эти средства существовали и работали.
4. Система должна быть адекватной.
Переходная экономика характеризуется обилием изменений в правилах бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях разрабатываемая автоматизированная система достаточно быстро может оказаться неадекватной текущему положению дел. В системе должна существовать возможность настройки в соответствии с текущими требованиями. Это означает, что система изначально разрабатывается как легко адаптируемая, мобильная и гибкая.
Как правило, в отделах рекламы компаний или самостоятельных рекламных агентствах используют несколько программ, созданных разными разработчиками на разных платформах как в DOS, так и в Windows, которые не связаны между собой (49). Как отмечает автор Харитонова И., данные приходится вводить последовательно сначала в одну, потом в другую систему, большинство отчетов формировать вручную. В общем, картина типичная для всех организаций, в которых прошла "кусочная" автоматизация, когда автоматизировались отдельные бизнес-функции.