Определение и классификация систем автоматизации
Функционирование систем автоматизации связано с накоплением и обработкой информации; под информацией понимается совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Информация, вводимая в систему автоматизации, а также выдаваемая системой пользователю, представляется в виде документов.
Источником информации для систем автоматизации являются люди и документы, потребителем – люди (пользователи).
Пользователей систем автоматизации можно разделить на три категории (38): администраторы системы, отвечающие за ее эксплуатацию, прикладные программисты, разрабатывающие прикладные программы для решения различных задач, и конечные пользователи, составляющие наиболее многочисленную группу потребителей информации. Конечным называется пользователь, обращающийся к системе для получения необходимых ему данных. Естественно, что им может быть как неспециалист в области вычислительной техники, так и любой программист.
Обращение пользователей к системе автоматизации осуществляется в виде запросов. Запрос – это формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие на поиск данных и указание о том, что необходимо проделать с найденными данными. Интерпретация введенных запросов, выполнение действий, указанных в них, формирование и вывод сообщений и документов составляют основные этапы работы системы автоматизации.
В целом под системой автоматизации понимается совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей (38).
Многие отечественные фирмы проходят два основных этапа автоматизации деловых процессов. На первом этапе чаще всего фирма приобретает один-два компьютера, предназначая их для системы учета. Причем каждый ПК используется и для других целей, например для подготовки различных документов. Наконец, в жизни фирмы происходит перелом, связанный с осмыслением такой простой проблемы, как перенос информации с одного компьютера на другой (например, для создания твердой копии, поскольку обычно принтеров в офисе значительно меньше, чем компьютеров). Потребность в этом иногда возникает и при установке более современного ПО. В обоих случаях руководство неизбежно приходит к выводу о необходимости установки локальной вычислительной сети (ЛВС), объединяющей ресурсы всех компьютеров фирмы.
Существует несколько подходов к автоматизации предприятий. Можно постепенно закрывать узкие участки, приобретая готовые программные продукты для решения отдельных задач (бухгалтерского учета, планирования и т.д.). Можно разрабатывать систему силами собственных специалистов. Наконец, уже имеется возможность заказать разработку под ключ комплексной информационной системы у фирмы-интегратора, обладающей современной технологией и солидным опытом (системный подход). При системном подходе к автоматизации предприятий на первый план выходят такие параметры системы, как надежность, масштабируемость, безопасность.
Системы автоматизации можно классифицировать по ряду признаков. В основу классификации, приведенной на Рис. 3, положены наиболее существенные признаки, характеризующие возможности и особенности современных систем автоматизации.
Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации (41).
Важную роль в исследуемых нами рекламных службах играют способы регистрации информации, обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение информации и выдача ее в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной информации.
Процесс автоматизации деятельности рекламных служб включает такие этапы как разработка технического задания, описание и проектирование бизнес-процессов, создание базы данных, кодирование пользовательского интерфейса, тестирование и отладка системы автоматизации.