Разработка концепции нового товара
Под концепцией нового товара понимается научно обоснованное и опирающееся на практику маркетинговой деятельности развернутое представление не только непосредственно о товаре, его потребительских характеристиках, жизненном цикле, рыночном потенциале, но и о внешних по отношению к нему факторах и условиях, во многом предопределяющих рыночный успех и неудачу нового товара, его реальное место в товарном ассортименте, прибыль предприятия. Это, во-первых, производственные факторы и, во-вторых, факторы со стороны потребителей и рынка в целом.
Иначе говоря, под концепцией товара понимается система ориентированных базисных представлений товаропроизводителя о создаваемом продукте и его рыночных возможностях.
Общая структура концепции создания и внедрения нового товара на рынке
Концепция товара исходит их того, что новый товар должен отвечать потребностям, которые формируются к моменту выхода товара на рынок. Важно соблюдать два концептуальных условия: прогнозировать и активно формировать новые потребности; сокращать срок между выдвижением идеи и выходом товара на рынок. Главное внимание в концепции уделяется не производственным вопросам (хотя они очень важны), а прогнозированию спроса.
После принятия идеи нового товара следует определить вероятность конструкторского и технологического успеха; предлагаемые расходы на опытно-экспериментальные работы; требуемые затраты на организацию нового производства или обновление старого; сроки завершения этапов работы; возможные трудности технического, финансового, кадрового характера; прогноз рынка; характер возможной конкуренции; сегменты, ниши рынка, нуждающиеся в товаре; прогнозируемую цену и вероятные факторы воздействия на нее; возможные появления конкурирующего товара (срок, характер товара). Все идеи (новые товары) сравниваются между собой с учетом перечисленных характеристик аналогично тому, как это делается при оценке конкурентоспособности. Товар «привязывается» к конкретному рынку.
Примерный перечень возможных источников идеи товара
Доверительные беседы с компетентными Беседы с поставщиками
сотрудниками
Изучение специальной литературы Дискуссии с группами менеджеров
Изучение рекламы конкурентов «Мозговая атака» с участием специа-
листов фирмы
Изучение каталогов, проспектов, прочих
материалов Совершенствование инициативы персо-
нала
Изучение материалов, издаваемых патент- Обсуждения с представителями отрасле-
ными службами вого союза
Просмотр текущей прессы Анализ рекламаций
Просмотр старых публикаций Изучение предложений представителей
фирмы
Изучение информации отраслевого Оценка решений, предпринимаемых