Этикет предпринимателя - коммерсанта.
Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: мужчинам - костюм, фрак; женщинам - вечерний туалет.
Необходимо следить за своей походкой: ходить следует твердо, прямо, не вразвалку, не сгибаться, с достоинством.
Не следует сидеть «развалясь» в кресле, раскачиваться на стуле и т. п.
Держите под контролем руки - жесты должны быть сдержанны и целесообразны. Не дотрагивайтесь до собеседника руками - это бывает крайне для него неприятно.
Обладайте чувством меры - всякие отклонения раздражают окружающих и работают против вас.
Не будьте излишне бойкими, неумными, но и слишком вялыми, тихими, безразличными.
Следите за впечатлением, которое вы производите на окружающих, но не ради самолюбования, а для самокоррекции.
Помните, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи является обязательным условием любого делового контакта. Следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями. Избавляйтесь от слов-паразитов «так сказать», «значит», «понимаете». Избегайте заносчивого и категоричного тона.
Деловой протокол.
Это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров. Условливаться о встрече при переговорах принято не ранее чем за 2-3 дня, при этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые для обсуждения, а также продолжительность встречи. Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами (во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона). Опоздание свыше 15 мин. считается грубейшей невежливостью, поэтому необходимо найти способ предупредить. Нежелательно приходить на встречу раньше намеченного, так как ранним появлением можно поставить в неудобное положение пригласивших вас на переговоры.
Деловые переговоры проводятся в специально отведенном и приспособленном для этой цели помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку, на которой указаны Ф.И.О., фирма, которую он представляет.
Не должно быть нехватки мест (стульев). При необходимости переговоры обслуживаются специально выделенными работниками или приглашенными специалистами.
На столах участники должны найти бумагу и письменные принадлежности, желательно иметь прохладительные напитки. Хорошим тоном будет подать чай, кофе с печеньем. Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор.
Зачастую переговоры проводятся в форме протокольных мероприятий, таких, как коктейли, фуршет, ужин и иного рода приемы, ланч, шведский стол, бокал шампанского. Так, ланч
- это завтрак в промежутке между 12-13 час. (продолжительностью 1-1,5 час); чай
- с 16 до 18 час. проводят только для женщин (1-1,5 час); коктейль
- с 17 до 18 час. проводится стоя (около 2ч.); обед
- наиболее почетный вид приема - проводится вечером с 20-21 часа (продолжительность 2-3 часа); шведский стол
представляет собой угощение по принципу самообслуживания, является менее официальным, нежели обед; ужин
обычно начинается после 21 часа и продолжается около 3 час; бокал шампанского
назначается на 12-13 час. дня и продолжается не более одного часа.
Подготовка приема включает выбор вида приема, составление списка приглашенных, рассылку приглашений, составление плана распределения гостей за столом, составление меню, подготовку помещений, сервировку стола, обслуживание гостей, подготовку тостов, речей.